Автор: Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению,
Генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ».
Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:
|
Далее рассмотрено, что целесообразно рассмотреть в ИТ-стратегии по квалификации персонала ИТ-служб. Разработка ИТ-стратегии не является простой задачей, как минимум только подходы к разработке ИТ-стратегии рассмотрены в моей 450-страничной книге «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики».
Квалификация персонала ИТ-служб
За последние лет 20 доля технических навыков в управлении персоналом у ваших сотрудников, как ни странно, уменьшается за счет увеличения навыков именно по управлению ИТ. По оценкам Gartner, доля технических навыков сейчас уже меньше, чем половина от всех требований к сотрудникам ИТ (см. Рис. 1):
Рис. 1. Изменение требований к навыкам персонала
Есть книжка современного классика в области разработки программного обеспечения Вирта, под названием «Как разработчику программного обеспечения уцелеть в безнадежном проекте». Читается легко, даже в переводе. Автор анализирует тренд, почему количество неуспешных проектов по разработке программного обеспечения увеличивается. Вирт рассматривает, почему это получается: если ваша компания первой разрабатывает новый программный продукт, то получает почти все. Если второй, то гораздо меньше. Третьей — вообще ничего. Даже если ваш продукт будет сырым, ничего – все равно получите. За счет чего Microsoft с Windows обогнала IBM OS/2? В значительной мере потому, что IBM делала более качественный продукт, но выпускала его медленнее. А Microsoft выпустила продукт быстро, но неотлаженный, зато он опережал по функциональности. Время на разработку все уменьшается, и количество неуспешных проектов, с точки зрения затягивания сроков разработки, увеличивается. Вирт задает вопрос, что же делать программистам, и он приходит к простому неутешительному выводу, что есть только одно гарантированное решение: не участвовать проектах по разработке программного обеспечения. А если вам это решение не подходит, то предлагает десятки рекомендаций, но все они способны лишь слегка улучшить ситуацию. |
На Рис. 2 приведены зарубежные оценки долей объективных и субъективных факторов, которые влияют на поведение персонала:
Рис. 2. Персонал – это наиболее рискованная составляющая ИТ
На рисунке изображен айсберг. На видимую часть которого можно пробовать влиять, разрабатывая новые оргструктуры, процессы, стратегии.
Очень многие проекты по изменению оргструктур, в т.ч. ИТ-служб, не дают ожидаемой положительной отдачи из-за неучета субъективных факторов. Ну, например, некоторые международные компании не просто поощряют «стукачество» сотрудников друг на друга, а просто требуют его. А в России «стукачество» воспринимается плохо.
Консультанты из немецкого офиса IBM как то спросили меня, как часто в России можно менять оргструктуру. Я даже не понял вопроса, ответив, что, например, каждый понедельник. Оказалось, что в Германии, оргструктуру и численность персонала можно менять только раз в год, да и то, только по согласованию с профсоюзом. |
Готовы ли вы работать в международных компаниях: тест
Итого:
|
Другая информация по персоналу ИТ и смежным темам:
Предложение для ИТ-директоров(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)
|