Автор: Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению,
Генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ».
Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:
|
Далее рассмотрено, что целесообразно рассмотреть в ИТ-стратегии по управлению ИТ. Разработка ИТ-стратегии не является простой задачей, как минимум только подходы к разработке ИТ-стратегии рассмотрены в моей 450-страничной книге «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики».
Типовые точки зрения на ИТ-стратегии по управлению ИТ
Практический опыт автора этой статьи позволяет выделить ряд руководителей российских средних и крупных компаний, которые обычно могут иметь отношение к планированию улучшений управления ИТ. Как правило это:
- точка зрения ИТ-директора
- точка зрения гендиректора
- точки зрения продавцов ИТ-компаний.
Есть разные точки зрения, что это такое ИТ-стратегии по управлению ИТ, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос:
Далее рассмотрены типовые точки зрения на то, как разрабатывать ИТ-стратегии по улучшению управления ИТ.
ИТ-директор
Взгляд со стороны ИТ-директора на планирование улучшений управления ИТ (ИТ-стратегия по управлению ИТ) рассмотрен на рисунке ниже:
Как правило, ИТ-директор хорошо понимает ИТ, в том числе инфраструктуру ИТ и информационные системы, но обычно эти разделы не рассматриваются подробно в ИТ-стратегии по управлению ИТ.
Итого, ИТ-директор обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- текущее состояние управления ИТ
- другие ИТ-компании, работающие с ИТ-службой вашей компании.
- учитывает частично:
- требования бизнеса к ИТ
- методики разработки ИТ-стратегии
- требования государства к ИТ
- лучшие практики по управлению ИТ
- другие подразделения и компании
- информационные системы и управление ИТ (просто времени не хватит).
Генеральный директор
Вот взгляд со стороны гендиректора на планирование улучшений управления ИТ (ИТ-стратегия по управлению ИТ) (см. рисунок):
Как правило, генеральный директор хорошо понимает бизнес в целом и требования бизнеса к ИТ.
Итого, генеральный директор обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- требования бизнеса к ИТ
- требования государства к ИТ, а также к управлению ИТ
- требования к ИТ других подразделений своей компании и других компаний, с которыми ваша компаний взаимодействует.
- учитывает частично:
- методики разработки ИТ-стратегии
- лучшие практики по управлению ИТ
- текущее состояние управления ИТ
- информационные системы и инфраструктуру ИТ.
Консультанты
Как правило, консультанты из других компаний вашу компанию знают весьма поверхностно, а часто вообще не знают. Однако, возможно найти консультантов, знающих методики разработки ИТ-стратегии и лучшие практики как по ИТ в целом, так и по управлению ИТ (как в мире, так и в вашей отрасли в России).
Вот взгляд со стороны консультантов на планирование улучшений управления ИТ (ИТ-стратегия по управлению ИТ) (см. рисунок):
Итого, квалифицированные консультанты обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- методики разработки ИТ-стратегии
- лучшие практики по управлению ИТ.
- учитывает частично:
- требования бизнеса к ИТ
- требования государства к ИТ
- инфраструктуру ИТ и информационные системы.
Обобщенный взгляд всех заинтересованных сторон
Итого, если предположить, что в разработке ИТ-стратегии по улучшению управления ИТ участвуют все заинтересованные люди со стороны бизнеса и ИТ, то вот их обобщенная точка зрения на планирование улучшений управления ИТ (ИТ-стратегия по управлению ИТ):
Безусловно стоит отметить, что представленная выше картинка является весьма оптимистичной и недосягаемой в большинстве случаев.
Практически не бывает проектов, в которых в разработке ИТ-стратегии по управлению ИТ одновременно и гармонично участвуют все заинтересованные люди со стороны и бизнеса (которые знают бизнес), и ИТ (которые знают ИТ), и еще внешние консультанты (которые знают методики разработки ИТ-стратегии, тренды развития ИТ и опыт других российских компаний из вашей отрасли).
При этом даже если участвуют все нужные люди со стороны бизнеса и ИТ и кто-то, кто знает опыт других компаний и методики разработки ИТ-стратегии, все равно подробной и полной ИТ-стратегии не получится. Это с высокой долей вероятности произойдет, так как при начале проекта, в рамках которого изначально планируется информатизация только одного направления бизнеса (управление ИТ), ресурсов на все направления бизнеса и на все основные направления ИТ, конечно, не найдется.
ИТ-стратегия улучшения управления ИТ — только небольшая часть полной ИТ-стратегии
На взгляд автора этой статьи, на разработку полной ИТ-стратегии, учитывающей как управление ИТ, так и другие подразделения компании, а также основные элементы ИТ, уйдет ресурсов не в 10 раз больше, а только в 2-3 (хотя это немало).
По опыту других компаний видится гораздо более правильным разрабатывать не ИТ-стратегию по управлению ИТ, а полную ИТ-стратегию, учитывающую все подразделения компании (маркетинг, продажи, финансы, производство, поддержку бизнеса и др.) и все основные элементы ИТ (информационные системы, инфраструктуру ИТ, управление ИТ).
Вот место ИТ-стратегии по управлению ИТ в полной ИТ-стратегии (по всем подразделениям и элементам ИТ):
Теоретически, целесообразно сразу разработать полную ИТ-стратегию, в которой сразу согласовать приоритеты информатизации бизнес-процессов и развитие всех основных элементов ИТ. При этом надо иметь в виду, что сразу разрабатывать «с нуля» ИТ-стратегию страниц на 300 вряд ли целесообразно, лучше сделать ИТ-стратегию за несколько этапов.
Предложение для ИТ-директоров и директоров компаний: консультация по разработке ИТ-стратегии для вашей компании
|