Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Согласование ИТ и бизнеса: планирование улучшений для своей компании

 Автор: Александр Михайлов, эксперт по ИТ стратегиям и управлению ИТ, MBA, генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ», editor@info-strategy.ru

«ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?».
Краткий текст статьи выставлен в дискуссии на портале ИТ-директоров России.
(посмотреть дискуссию:  www.globalcio.ru/discussion/688 )

За примерно 10 лет работы ИТ-директором в российских и международных компаниях, мне удалось понять, что развитие ИТ очень важно согласовывать с реальными потребностями бизнеса, но это не просто.

Уже почти 15 лет я занимаюсь консалтингом по управлению ИТ, в том числе 7 лет работал в компании IBM. Удалось принять участие в разработке ИТ-стратегий для нескольких десятков крупных и средних российских компаний. Лет восемь преподавания в бизнес-школах (МИРБИС и РАНХиГС) дали возможность помочь трем сотням ИТ-менеджеров и сотне бизнес-менеджеров в согласовании ИТ и бизнеса.

На мой взгляд, согласование ИТ и бизнеса, ну или «подстройка» ИТ под потребности бизнеса — одна из самых главных задач ИТ-директора. И делать такую подстройку надо постоянно, ведь меняется и бизнес вашей компании, и рынки, и требования государства, да и вообще все.

Я бы выделил в улучшении согласования ИТ и бизнеса три этапа (см. рис. 1):

Рис. 1. Этапы улучшения согласования ИТ и бизнеса

Далее рассмотрены основные положения предполагаемого мной подхода к улучшению согласования ИТ и бизнеса, хотя текст пришлось поджать, чтобы поместиться в формат дискуссии.

Подходы к согласованию ИТ и бизнеса

Международное агентство Gartner писало про «Business IT Alignment» еще 20 лет назад, имея в виду, что не только ИТ должны подстраиваться под бизнес, но и информационные технологии могут дать бизнесу новые возможности. Согласование (или «выравнивание») ИТ и бизнеса становится все более важным вместе с ростом новых возможностей, которые ИТ могут дать бизнесу.

На мой взгляд, для очень многих современных рыночных компаний сейчас стоит дилемма стать «UBER или looser», т.е. или использовать новые ИТ-технологии, или разориться, как, например, это произошло у множества таксопарков. Хотя надо учитывать и высокие риски новых ИТ-технологий, которые также могут довести компании до банкротства.

По теме «Согласования ИТ и бизнеса» есть как статьи и книги, так и ряд методик:

  • книги с названиями типа «Что ИТ-директор должен знать о бизнесе», «Как согласовать ИТ с целями бизнеса»;
  • методики планирования ИТ, исходя из приоритетов бизнеса.

Один из подходов выявления требований бизнеса к ИТ, согласованию их с имеющимися информационными технологиями и разработке плана проектов по ИТ, поддерживающего требования бизнеса, предложен мной в методике «Согласование ИТ и бизнеса» (www.info-strategy.ru/business-it-alignment );

  • моделей взаимодействия ИТ и бизнеса, например, модель Хендерсона о согласовании (или «выравнивании»), где рассмотрены варианты последовательности разработки (или неразработки) ИТ-стратегии и стратегии бизнеса;
  • методики декомпозиции ИТ на отдельные элементы, понятные и со стороны бизнеса. Например, моя методика «Оптимизации ИТ под требования бизнеса», где элементы ИТ рассматриваются с точки зрения и бизнеса и ИТ,
    www.info-strategy.ru/it-optimization и www.globalcio.ru/discussion/820. В этой методике ИТ поделены на 7 областей. Это сделано для легкости восприятия со стороны представителей бизнеса, а каждая область декомпозирована еще на 7 подобластей;
  • методики описания и планирования элементов ИТ, в том числе информационных систем и инфраструктуры ИТ, например: Enterprise Architecture, TOGAF, SOA, Component Business Model, CBM IT;
  • методики разработки ИТ-стратегий. Например, моя совсем новая книга по ИТ-стратегии, www.info-strategy.ru/publications/it-strategy-book .

В данном тексте рассмотрен подход к согласованию ИТ и бизнеса, разработанный мной на базе практического опыта анализа и улучшения ИТ в российских компаниях, в рамках работ как с ИТ-директорами, так и гендиректорами. Также я пробовал сделать методику простой и понятной, не требующей многомесячных работ.

Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса

На мой взгляд, в согласовании ИТ и бизнеса, целесообразно выделить три разных уровня (см. рис. 2):

  • цели и стратегии: стратегический уровень, где рассматривается согласование планов по ИТ и бизнесу на 1-3 года вперед;
  • оперативная работа: тактический уровень, где и выполняется основной объем работ по поддержке ИТ и ведению бизнеса;
  • проекты: уровень конкретных проектов по улучшению ИТ и бизнеса.

Рис. 2 Основные уровни согласования ИТ и бизнеса

Деление на похожие уровни встречается достаточно часто, хотя надо учитывать, что по всем элементам ИТ можно выделить работы, относящиеся и к стратегии, и к оперативной работе, и к проектам по улучшению этих элементов.

Я работал с моделями на 30-50 типовых блоков (или функций) ИТ, в том числе с «Компонентной моделью ИТ» компании IBM. Такие модели и сложны и трудоемки. Быстрые оценки за несколько дней или даже часов сделать на подробных моделях проблематично.

В данном тексте рассмотрена более простая модель, где каждый элемент ИТ отнесен только к одному из этих уровней, рассмотрено только 10 элементов ИТ. Это сделано, чтобы проанализировать согласование ИТ и бизнеса на самом верхнем уровне, сделав это с представителями бизнеса (см. рис. 3):

Рис. 3. Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса

В предлагаемой методике проводится оценка только элементов ИТ и их связей с соответствующими элементами бизнеса. Оценка элементов бизнеса не проводится, это тема относится не к ИТ.

Конечно, связей между элементами ИТ и бизнеса гораздо больше, например, на рис. 3, для простоты восприятия не нарисованы связи между «Требованиями к ИТ» и «Бюджетом ИТ», «Информационными системами» и «Управлением ИТ».

Первый этап планирования улучшений согласования ИТ и бизнеса: оценка приоритетов улучшений элементов ИТ

Приоритеты улучшений элементов ИТ зависят от множества факторов. На мой взгляд, в первую очередь, стоит учитывать два фактора:

  • Устраивают ли конкретные элементы и бизнес и ИТ, а также координацию между ИТ и бизнесом;
  • Важность этих элементов для бизнеса и ИТ.

Далее, на примере средней по размеру российской компании, рассмотрены оценки приоритетов улучшений элементов ИТ, см. рис. 4:

  • высокий приоритет улучшений: ИТ-стратегия, Информационные системы, Управление ИТ, План проектов по ИТ;
  • средний приоритет улучшений: Требования бизнеса к ИТ, Бюджет ИТ, Компетенции (навыки) сотрудников ИТ;
  • низкий приоритет: Инфраструктура ИТ, KPI по ИТ.

Рис. 4. Пример оценки приоритетов улучшений элементов ИТ

Однако, надо учитывать и ряд других факторов:

  1. Сложность улучшений каждого из элементов ИТ;
  2. Текущий уровень зрелости;
  3. Логическую последовательность улучшений;
  4. Уже имеющиеся планы улучшений и интуитивно ожидаемые приоритеты улучшений;
  5. Сравнение с конкурентами вашей компании;
  6. и т.д.

Оценки текущего уровня согласования элементов ИТ и бизнеса, а также приоритеты улучшений делать лучше совместно представителям и бизнеса и ИТ:

  1. Гендиректору (или куратору ИТ, если это другой человек), хорошо бы привлечь и руководителей основных направлений бизнеса;
  2. ИТ-директору, руководителям направлений ИТ;
  3. Представителям пользователей ИТ;
  4. Хорошо бы сделать сравнение и с конкурирующими компаниями (или компаниями, которые похожи на вашу).

С различными рекомендациями «лучших практик» сравнивать свою компанию тоже можно, помня что ваша компания должна быть на уровне (или немного лучше) основных конкурентов, чего, к сожалению, достижение каких-то определенных «уровней зрелости» по COBIT или ITIL не гарантирует.

Вот визуализация приведенного на рис. 4 примера оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса (см. рис. 5):

Рис. 5. Пример оценки потенциала согласования элементов ИТ с бизнесом

После оценки согласования элементов ИТ и бизнеса, встает вопрос, насколько надо улучшать каждый из элементов ИТ, какие методы и в каком размере, использовать для улучшений.

Второй этап планирования улучшений согласования ИТ и бизнеса: учет последовательности и объемов улучшений элементов ИТ

Конечно, кроме выявления приоритетных для улучшения элементов ИТ, надо учесть и последовательность улучшений (например, часть лучше начать с определения требований к ИТ), а также обязательность улучшений (например, гендиректор или налоговая служба могут прямо таки требовать доработки некоторых элементов ИТ). Пример рассмотрен в табл. 1:

Табл. 1. Пример последовательности улучшений элементов ИТ

Элементы ИТ Последовательность улучшений Обязательность улучшений
Требования бизнеса к ИТ Как можно раньше, можно как первый этап разработки ИТ-стратегии
ИТ-стратегия После разработки требований бизнеса к ИТ, но лучше разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии. Очень желательно
Бюджет ИТ Желательно совместно с планов проектов по ИТ, после разработки ИТ-стратегии (а также требований бизнеса к ИТ). Обязательно до конца года
Управление ИТ Лучше после ИТ-стратегии, хотя управление ИТ надо улучшать постоянно, особенно ИТ-процессы
ИБ Лучше после ИТ-стратегии
План ИТ-проектов Лучше в рамках разработки ИТ-стратегии
KPI по ИТ После разработки (и согласования с бизнесом) требований бизнеса к ИТ, лучше и после разработки ИТ-стратегии. Обязательно, требование гендиректора

Также надо спланировать и объем целесообразных улучшений каждого из элементов ИТ, а также время, когда желательно сделать эти улучшения. Пример рассмотрен в табл. 2:

Табл. 2. Пример оценки целесообразных объемов улучшений каждого из элементов ИТ

Элементы ИТ

Приоритет улучшений

Уровень проработки

Целесообразные улучшения

сейчас

надо бы

объем улучшений

в ближайшие
6 месяцев

через 1 год

Требования бизнеса к ИТ средний средний средний средний разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии
ИТ-стратегии высокий ничего нет средний большой разработать ИТ-стратегию на 50-70 страниц обновить и расширить ИТ-стратегию
Бюджет ИТ средний низкий или средний средний средний разработать план проек-тов на следу-ющий год планы на 2-3 года
Управление ИТ высокий средний или высокий высокий средний улучшить оргструктуру улучшить ИТ-процессы
ИБ средний низкий или средний средний средний провести аудит провести обучение пользователей
План ИТ-проектов высокий средний средний средний внедрить ежегодный выбор и планирование портфеля проектов по ИТ внедрить проектный офис
KPI по ИТ низкий низкий малый или средний малый

Конечно, определение какие именно улучшения и когда конкретно их делать, не является простой задачей. В некоторых случаях могут быть некоторые рекомендации, например, типовые варианты. Например, варианты ИТ-стратегий рассмотрены в моих дискуссиях: www.globalcio.ru/discussion/1802 и www.globalcio.ru/discussion/1803

Третий этап улучшения согласования ИТ и бизнеса: разработка плана улучшений, выполнение плана

Пример планирования улучшения по некоторым элементам ИТ (которые поместились на рисунок), для средней по размеру компании, приведен на рис. 6:

Рис. 6. Пример планирования улучшений элементов ИТ

Вопросы и предложения

1. По моим оценкам, в российских компаниях согласования ИТ и бизнеса налажено так себе, особенно в области стратегий ИТ и бизнеса, которых часто просто нет. Я стажировался и учился примерно в половине стран ЕС, на мой взгляд, с точки зрения согласования ИТ и бизнеса, наша страна лучше стран южной Европы (Греции, Италии, Испании), на уровне Венгрии и Чехии, отстает от Германии, Голландии и других стран северной Европы. Есть у кого свой опыт сравнения согласования ИТ и бизнеса в России с другими странами?

2. Предложенная в данной дискуссии методика разработана мной для крупных компаний, интересно было бы оценить согласование ИТ и бизнеса для средних по размеру компаний (для малых это не так актуально, а для крупных компаний — долго).

Я могу попробовать сделать экспресс-оценку потенциала согласования ИТ и бизнеса (первый этап улучшения согласования ИТ и бизнеса) для ИТ-директоров российских компаний, пишите мне по адресу editor@info-strategy.ru . Статистика оценок будет опубликована в отдельной дискуссии, может это будет ориентиром и для других компаний.

3. Для проведения экспресс-оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса, от ИТ-директора потребуется примерно 2,5 часа времени на сбор информации и обсуждение результатов. В качестве бонуса с моей стороны могу предложить электронную версию моей совсем новой книги по ИТ-стратегии, на 412 страниц, см. www.info-strategy.ru/publications/it-strategy-book . Кроме ИТ-стратегии в книге также рассмотрены и другие методики улучшения согласования ИТ и бизнеса: выявление требований бизнеса к ИТ, улучшение управления ИТ, разработка плана проектов по ИТ.

Александр Михайлов, эксперт по ИТ-стратегиям и управлению ИТ, MBA,
генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ»
editor@info-strategy.ru


Другая информация по цифровой трансформации бизнеса:

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг