с 1 октября начинается обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии).
Стратегические сессии и корпоративное обучение.

ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании

Автор: Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению,
Генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ».

Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:

  • 15 лет консалтинга по управлению ИТ (7 лет в IBM);
  • 10 лет работы руководителем ИТ службы в российских и зарубежных компаниях;
  • 11 лет преподавания ИТ-стратегий в ведущих российских бизнес школах;
  • разработка ИТ-стратегий десятков российских компаний, помощь в разработке трех сотен ИТ-стратегий.

Далее рассмотрены подходы к разработке ИТ-стратегии информатизации всех подразделений компании. Это не является простой задачей, как минимум только подходы к разработке ИТ-стратегии только одной компании заняли 450 страниц моей  книги «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики».

 

Типовые точки зрения на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании

Практический опыт автора этой статьи позволяет выделить ряд руководителей российских средних  крупных компаний, которые имеют обычно к планированию информатизации бизнес-процессов компании. Как правило, это:

  • руководитель одного из основных подразделений компании (например, исполнительный директор или финансовый директор)
  • генеральный директор компании
  • ИТ-директор
  • консультанты из других компаний
  • комбинация перечисленных руководителей или другие люди.

Есть разные точки зрения, что это такое ИТ-стратегия по информатизации бизнеса в целом, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос (см. рисунок):
ИТ-стратегия по информатизации бизнеса в целом: есть разные точки зрения, что это такоеДалее рассмотрены типовые точки зрения на то, как разрабатывать ИТ-стратегию информатизации всех основных подразделений компании.

 

Точка зрения руководителя одного из подразделений

Взгляд со стороны руководителя одного из подразделений на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании рассмотрен на рисунке: 
ИТ-стратегия  информатизации всех подразделений компании:   взгляд со стороны руководителя одного из подразделений

Как правило, руководитель одного из подразделений хорошо понимает бизнес-процессы своего подразделения, но достаточно далек от бизнес-процессов других подразделений компании и от элементов ИТ, прямо несвязанных с его подразделением.
Итого, руководитель одного из подразделений обычно:

  • учитывает частично:
    • требования бизнеса к ИТ в целом
    • методики разработки ИТ-стратегии
    • текущее состояние информатизации 
    • требования государства к ИТ в целом
    • лучшие практики по информатизации
    • информатизацию бизнес-процессов по своему подразделению: маркетинг, продажи, производство, поддержка бизнеса
    • информационные системы по своему подразделению
  • вообще не учитывает:
    • инфраструктуру ИТ и управление ИТ.

 

Точка зрения генерального директора

Вот взгляд со стороны гендиректора на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании (см. рисунок): 
ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании:  взгляд со стороны гендиректора

Как правило, генеральный директор хорошо понимает бизнес-процессы по компании в целом, но совсем по верхам, не вникая в детали бизнес-процессов по каждому из подразделений.
Итого, генеральный директор обычно:

  • учитывает достаточно хорошо:
    • требования бизнеса к ИТ в целом
    • требования государства к ИТ в целом
    • требования к ИТ других подразделений своей компании и других компаний, с которыми ваша компаний взаимодействует.
  • учитывает частично:
    • методики разработки ИТ-стратегии
    • лучшие практики по информатизации
    • текущее состояние информатизации бизнес-процессов, информационные системы и планы по информатизации других подразделений компании
  • вообще не учитывает:
    • инфраструктуру ИТ и управление ИТ.

 

Точка зрения ИТ-директора

Взгляд со стороны ИТ-директора на информатизацию всех подразделений компании рассмотрен на рисунке ниже: 
ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании: взгляд со стороны ИТ-директора

Как правило, ИТ-директор хорошо понимает ИТ, в том числе инфраструктуру и управление, но обычно эти разделы не рассматриваются подробно в ИТ-стратегии по информатизации всех подразделений компании (такие стратегии обычно инициирует генеральный директор, который обычно не готов тратить свое драгоценное время на планирование инфраструктуры управления ИТ).
Итого, ИТ-директор обычно:

  • учитывает достаточно хорошо:
    • текущее состояние информатизации
    • другие ИТ-компании, работающие с ИТ-службой вашей компании.
    • информационные системы.
  • учитывает частично:
    • требования бизнеса к ИТ в целом
    • методики разработки ИТ-стратегии
    • требования государства к ИТ в целом
    • лучшие практики по информатизации
    • другие подразделения и компании.
    • информационные системы и инфраструктуру ИТ и управление ИТ (просто времени не хватит)
    • информатизацию бизнес-процессов по подразделениям, просто времени не хватит.

 

Точка зрения консультантов

Как правило, консультанты из других компаний вашу компанию знают весьма поверхностно, а часто вообще не знают. Однако, возможно найти консультантов, знающих методики разработки ИТ-стратегии и лучшие практики как по ИТ в целом, так и по информатизации бизнес-процессов (как в мире, так и в вашей отрасли в России).
Вот взгляд со стороны консультантов по ИТ-стратегии на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании (см. рисунок): 
ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании: взгляд со стороны консультантов  по ИТ-стратегии

Итого, консультанты обычно:

  • учитывают достаточно хорошо:
    • методики разработки ИТ-стратегии
    • лучшие практики по информатизации по ИТ в целом.
  • учитывают частично:
    • требования бизнеса к ИТ в целом
    • текущее состояние информатизации
    • требования государства к ИТ в целом
    • желательное развитие (включая возможные проекты) по информатизации бизнес-процессов
    • требования к ИТ других подразделений своей компании и других компаний, с которыми ваша компаний взаимодействует
    • информационные системы.
  • вообще не учитывают:
    • инфраструктуру ИТ и управление ИТ (конечно, консультанты это направление знают, но если им поставили задачу разработать ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании, то информатизацией они займутся, а на инфраструктуру ИТ и управление ИТ времени выделять не будут).

 

Обобщенный взгляд всех заинтересованных сторон

Итого, если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица бизнеса и ИТ, то вот их обобщенная точка зрения на планирование информатизации всех подразделений компании: 
ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании: взгляд со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты)
Конечно, представленная выше картинка является слишком оптимистичной и недосягаемой в большинстве случаев.
Практически не бывает проектов, в которых ИТ-стратегии одновременно и гармонично участвуют все заинтересованные люди со стороны и бизнеса (которые знают бизнес), и ИТ (которые знают ИТ), и еще внешних консультантов (которые знают методики разработки ИТ-стратегии, тренды развития ИТ и опыт других российских компаний из вашей отрасли).
При этом даже если участвуют все нужные люди со стороны бизнеса и ИТ, все равно подробной и полной ИТ-стратегии не получится. Это с высокой долей вероятности произойдет, так как при начале проекта, в рамках которого изначально планируется только информатизация подразделений, ресурсов на планирование инфраструктуры и управления ИТ, скорее не найдется.

 


Примерное оглавление ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов

Примерное оглавление и подходы к разработке ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов рассмотрены здесь.

ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов — только часть полной ИТ-стратегии

Вот место ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов в полной ИТ-стратегии (по всем подразделениям и элементам ИТ): 
Полная ИТ-стратегия (включая информатизацию бизнес-процессов всех подразделений, а также все основные элементы ИТ)Теоретически, целесообразно сразу разработать полную ИТ-стратегию, в которой сразу согласовать приоритеты информатизации бизнес-процессов и развитие всех основных элементов ИТ. При этом надо иметь в виду, что сразу разрабатывать «с нуля» ИТ-стратегию страниц на 300 вряд ли целесообразно, лучше сделать ИТ-стратегию за несколько этапов.

 

Предложение для ИТ-директоров и директоров компаний: консультация по разработке ИТ-стратегии для вашей компании

Консультация Александра Михайлова, эксперта по ИТ-стратегии и цифровой трансформации бизнеса.
Для подготовки к консультации, пожалуйста, заполните анкету
Анкету надо прислать по электронной почте info@info-strategy.ru

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг