Интервью Александра Михайлова, старшего консультанта по ИТ, компания IBM, журналу “Компания” N 9, март 2011 года «Приложение HI-TECH. Антикризисный консалтинг»
1. Как «чувствует себя» рынок IT-консалтинга после кризиса? Как он изменился и какие тенденции наблюдаются?
Я бы оценил ситуацию как начало восстановления. Рынок начал восстанавливаться с нижней мертвой точки, которая была достигнута примерно год назад. Пожалуй, сейчас достигнуто 2/3 от уровня 2008 года. Пока не восстановился спрос на консалтинг по управлению ИТ, а вот на внедрение приложений спрос достаточно высокий. Также хорошо развивается хостинг ИТ (передача технических средств на поддержку другим компаниям), хотя, возможно, это больше относится к инженерным услугам.
2. Выводили ли Вы на рынок какие-нибудь «антикризисные» программы для клиентов? Не могли бы рассказать о них поподробнее?
Основное направление наших антикризисных программ заключалось в уменьшение затрат на проекты за счет сокращения всего, что не относится их основным целям проектов.
3. Можно ли прогнозировать, когда рынку удастся вернуться на докризисный уровень? Что этому мешает?
На полное восстановление может понадобится еще года два.
Вот еще сравнение поведения во время кризиса российских компаний и компаний стран с развитой экономикой. Например, в Германии при начале кризиса, некоторые компании проводят «элегантное» сокращение затрат на ИТ. Для этого нанимают внешних консультантов, ставя им задачу сократить затраты на ИТ на 10 или 20% при сохранении имеющегося качества предоставляемых ИТ услуг.
В России, на мой взгляд, очень часто сокращение затрат было «неэлегантным». Достаточно типовым было указание руководства компании «сократить затраты на ИТ в два раза», что быстро достигалось увольнением 20% сотрудников, сокращением остальным зарплаты и замораживанием почти всех новых проектов по ИТ.
Также в 2009 году у российских ИТ служб был шанс использовать время, которое раньше тратилось на расширение ИТ, на оптимизацию управления ИТ. Некоторые вещи можно было сделать и своими силами, без использования внешних консультантов. Что интересно, для обучения это время тоже не очень то было использовано, по крайней мере, число обучаемых в ряде российских бизнес-школ во время кризиса сильно уменьшилось и не восстановилось до сих пор.
4. Как кризис изменил подход клиентов к IT-консалтингу?
До кризиса интереса к IT-консалтингу был достаточно высокий, на срок окупаемости проектов мало кто смотрел.
Во время кризиса многие компании начали считать возврат от инвестиций в конкретные проекты по ИТ. Некоторые организации не рассматривали проекты со сроком окупаемости больше 6 месяцев. Сейчас максимальный срок окупаемости постепенно увеличивается.
5. Какие точки роста IT-консалтинга Вы могли бы выделить?
Достаточно динамично развивается внедрение ИТ-приложений, например, SAP. Еще одной возможной точкой роста является консалтинг по управлению ИТ: улучшение ИТ процессов, оргструктуры ИТ, разработка стратегии развития ИТ.
Еще одна растущая область — это перенос используемых ИТ службой серверов во внешний Центр Обработки Данных или сразу в «облачную» инфраструктуру. Это может позволить сократить число специалистов своей ИТ службы, а также уменьшить затраты на ИТ.
6. Не могли бы Вы дать несколько советов, о том, как потенциальным клиентам выбирать себе партнеров в сфере IT-консалтинга и не ошибиться?
Компания должна иметь опыт реализации подобных проектов, а также сотрудников, которые их выполняли. Также важна репутация компании.
7. В каком направлении рынок IT-консалтинга будет развиваться в ближайшее время?
Вопрос связан с 5-м вопросом . Основные точки роста сегодня — внедрение приложений и управление ИТ.