Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Часто встречающиеся варианты не совсем ИТ-стратегий

Отсутствие ИТ-стратегии – тоже вариант для многих компаний

Этот подход использует большинство российских организаций. При этом ИТ-директору не надо думать об ИТ-стратегии, ее разработке и выполнении. Собственно, для небольших предприятий, отсутствие написанной и одобренной руководителями всех подразделений ИТ-стратегии может и не являться проблемой, особенно, если директор является также и руководителем всех подразделений.

Из приятных сторон этого подхода можно отметить его простоту и отсутствие дополнительных затрат, что немало. В этой ситуации ИТ-директору не надо думать об ИТ-стратегии, ее реализации и обновлении. Да и не на всяком предприятии есть стратегия предприятия в целом, а также стратегии по маркетингу, финансам и производству.
Однако, для крупных предприятий, отсутствие ИТ-стратегии может являться проблемой. Неприятных моментов при этом может быть немало:

  • сложность обоснования новых проектов по ИТ, что приводит к финансированию по остаточному принципу;
  • неудовлетворенность пользователей и руководства предприятия текущим информационным обеспечением;
  • неэффективность ИТ в целом.

В целом, об эффективности поддержки бизнеса при отсутствии ИТ-стратегии судить можно весьма субъективно, что обычно приводит к неудовлетворению и пользователей и ИТ-шников и руководства предприятия.

Стратегии для ИТ-компаний

Этот подход к разработке ИТ-стратегий актуален для информационных компаний, у которых информация (например, базы данных) или технические средства и являются конечным продуктом:
Стратегии для ИТ-компанийТо есть информационные технологии такими компаниями используются как основной, а не вспомогательный бизнес-процесс. Однако, на мой взгляд, нет принципиальных отличий в стратегическом планировании компаний, живущих на доходы от продажи информации, и обычных предприятий. В период взрывного роста Интернет-компаний (в 1990-х годах в США) было много разговоров о других бизнес-моделях для ИТ-компаний и их принципиального отличия от обычных производственных предприятий. Но произошедшее потом, примерно в 2001 году, «сдутие» большинства Интернет-компаний демонстрирует уместность традиционных подходов к разработке стратегий предприятий, работающих в информационном бизнесе.

Следование моде (трендам) (в моих более ранних статьях по ИТ-стратегии этот подход назывался «авангардисты»)

Этот подход выглядит безобидно, но может обходиться очень дорого. Встречается он весьма часто. Благодаря мастерству маркетологов, продвигающих новые продукты, у получателей этой рекламы появляется желание немедленно эти новинки приобрести и начать использовать. Призывы купить самые последние достижения международной компьютерной мысли были и будут всегда, тем более что продавцы обещают, что эти достижения сразу решат все имеющиеся проблемы.

— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно… Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко. Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку сигали зайчики. Неожиданно осветился темный угол комнаты. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из-под консервов на людоеда Мумбо-Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала:

— Хо-хо!

И.Ильф, Е.Петров Двенадцать стульев

Желание срочно внедрить что-то новое появляется скорее не у пользователей, так как им с этим дальше надо будет работать, а у ИТ-директора или гендиректора. Наиболее опасен в этом отношении генеральный директор, т.к. он и в других областях будет настаивать на использовании самых новых технологий:
Один из вариантов разработки ИТ-стратегий - следование моде (трендам)Согласно исследованиям Gartner, все предприятия, вне зависимости от отрасли и доходов, по отношению к закупкам самых новых технических и программных средств, делятся на три группы:

  1. предприятия, пытающиеся внедрить самые последние достижения, опередив при этом своих конкурентов;
  2. предприятия, внедряющие новшества примерно одновременно с конкурентами;
  3. предприятия, внедряющие новшества после того, как их апробировали на себе конкуренты.

Интересно, что явно более эффективных групп нет деление зависит скорее от предпочтений лиц, принимающих решения. Желание купить новые продукты будут всегда.

Время и деньги, требуемые на внедрение новой, «крутой», но неотлаженной технологии, могут быть весьма велики, поэтому гораздо интереснее забросить дело на полпути и заняться попыткой внедрения очередной новой технологии. Про участие в таких проектах замечательно сказано в книге Йордона «Путь камикадзе. Как разработчику программного обеспечения выжить в безнадежном проекте». Название полностью передает смысл книги, основная рекомендация – не участвовать в таких проектах. Но если участвовать все-таки приходится, заранее готовьтесь к проблемам.

Экзотические варианты разработки ИТ-стратегий

Еще один подход является скорее иррациональным, но, тем не менее, встречающимся достаточно часто. В трагедии Шекспира «Гамлет» сказано: «Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Действительность гораздо шире перечисленных подходов к разработке ИТ-стратегий. Приведем лишь пример вечно живой методологии «экстремального программирования». Подход заключается в том, что ИТ-стратегия разрабатывается для поддержки выполнения ИТ-проектов, которые выполняются по методологии «экстремального программирования» (см. врезку):​

Экзотические варианты разработки ИТ-стратегий

«Если бы строители строили здания так же, как программисты пишут программы, первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию».

Закон Мэрфи

«Уже несколько лет идут процессы формализации новых методологий проектирования, одной из которых является методология «экстремального программирования». … Ее основу составляет практическое отсутствие документальной проработки проекта. При этом сроки разработки и ее результаты для компаний, использующих традиционные методы проектирования, могут показаться абсолютно авантюрными.

Этакое «программирование с колес». Но, к сожалению или к счастью, мы вынуждены работать именно в таких условиях, а, следовательно, вольно или невольно использовать именно экстремальное программирование для решения поставленных задач … Каким же образом можно создать информационную систему, если на нее не существует детальной проработки проекта?

А вот тут главную роль играет наличие проработанной концепции и стратегии развития информационной инфраструктуры. Причем не надо понимать слово «проработанной» в буквальном смысле. Детальная проработка обычно требует достаточно высоких временных и физических затрат … более целесообразным является определение мировых тенденций и темпов развития информационных технологий и разработка ИТ-концепции и стратегии с учетом именно этих критериев, и обязательно — показателей общего развития самого объекта, его отрасли и смежных объектов и отраслей».

Елена Мамышева, генеральный директор управления
развитием систем и проектов Стройкомплекса г. Москвы,
статья «Стратегический документ»,
www.computerra.ru

 

Технологии программирования развиваются совершенно в другом направлении — увеличение требований к разрабатываемому программному обеспечению, включая увеличение необходимых для этого документов. Например, международные стандарты с требованиями к бизнес-процессам в компаниях, занимающихся оффшорным программированием, сейчас составляют целые тома. Если вспомнить, что лет двадцать назад при программировании на персональных компьютерах вообще могло не быть никакой документации, то тенденция налицо.

 

Другая информация по ИТ-стратегиям:

 

 

 

Как разработать ИТ-стратегию

Мини-книга
на 35 страниц

Разработка основы ИТ-стратегии на 15 слайдов
на 1 год рассмотрена в
книге на 240 страниц
Разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц
на 1-3 года рассмотрена в книге на 450 страниц
скачать pdf получить в обмен на подписку купить pdf
Консультация по ИТ-стратегии и коммерческое предложение по разработке и помощь в выборе варианта ее разработки.
Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг