Business & IT Alignment
Данный подход можно назвать «Выравнивание ИТ-стратегии и стратегии бизнеса» (Business & IT Alignment). Он предполагает возможную доработку стратегии предприятия с учетом возможностей ИТ. Этот подход достаточно сложен, но делает возможным разработку наиболее эффективной ИТ-стратегии.
Современный подход к информационным технологиям (как минимум, со стороны их разработчиков) предполагает, что ИТ могут дать стратегические преимущества для бизнеса. Соответствующий подход к разработке ИТ-стратегий предполагает не жесткую привязку стратегии развития ИТ к стратегии организации, а «выравнивание» (alignment) этих стратегий. Или, в чуть другой формулировке – как используемые информационные технологии могут поддерживать текущую и будущую деятельность предприятия, имеющиеся у него конкурентные преимущества и давать новые. Такой подход лет двадцать назад предложила компания Gartner.
Выравнивание ИТ-стратегии и стратегии бизнеса появилось с объединением компьютеров в глобальные сети, что существенно повысило роль ИТ для бизнеса, но также и существенно усложнило создаваемые информационные системы и риски их неверной работы.
В рамках данного подхода разработка ИТ-стратегии выливается в определение основных направлений развития, а также конкретных целей и задач на ближайшие 2-4 года по направлениям:
- оказываемые пользователям услуги (информационные системы);
- инфраструктура ИТ;
- управление ИТ (оргструктура ИТ-службы, ИТ-процессы и др.).
При этом также проводится анализ бизнес-процессов, разрабатываются миссия и видение ИТ.
Методики международных компаний могут быть как весьма подробны, так и сложны, требуя пару лет на их освоение. Но и выгоды от применения подобных методик для крупных компаний могут быть велики. Однако, подобные проекты для ряда крупных российских компаний, возможно, не пошли им на пользу. По крайней мере, через несколько лет оказывалось, что многотомные отчеты по ИТ-стратегиям пылятся на полках, а реально используются стратегии на десяток-другой простых слайдов.
Есть серьезный риск, что подробная и красивая ИТ-стратегия так и останется на бумаге, так как сложно как внедрить подобные рекомендации, так и самостоятельно поддерживать подробные ИТ-стратегии, учитывая невысокий, в целом, уровень управления в российских компаниях.
В нескольких самых крупных международных ИТ и консалтинговых компаниях есть их собственные методики стратегического планирования ИТ и/или разработки ИТ-стратегий (что в общем то скорее синонимы, ИТ-стратегия – это один из важнейших документов по стратегическому планированию ИТ, более подробно см. здесь). Методики эти могут быть весьма сложными и не предназначенными для распространения.
Пример методики стратегического планирования ИТ: круто, но непонятно, что делать
Примерный вид подобных подходов к тому, как может выглядеть ИТ-стратегия, приведен на рисунке:
Стоит иметь ввиду, что на рисунке представлена не методология конкретной компании, а нечто похожее, сгенерированное автором этой книги в иллюстративных целях.
В ряде случаев, предлагаемые в таких ИТ-стратегиях теоретически красивые решения, вроде “shared service center” или “service broker” почему-то не заработали, но сложно и вернуться обратно к предыдущему состоянию.
По-моему опыту, для успешного и самостоятельного использования любой из методик разработки ИТ-стратегий или согласования бизнеса и ИТ, надо хотя бы 3-5 раз потренироваться в их применении, лучше под руководством того, кто уже это делал. Ожидать успешного результата с первой попытки, на мой взгляд, не стоит. Это примерно как без опыта строительства, самому и с первой попытки, построить двухэтажную дачу со встроенной баней и подземным гаражом.
Книги по разработке ИТ-стратегий и стратегическому планированию ИТТакие книги конечно есть. Но немного. И не факт, что после их прочтения вам удастся разработать ИТ-стратегию. Как минимум, мне этого не удалось и после покупки всех имеющихся на Amazon.com книг, в названии которых были слова “IT strategy” или “Information System strategy” или “IT strategic planning”. Скорее эти книги написаны не как учебники, а как реклама услуг их авторов, как собственно и почти все американские книги по бизнесу. Из немногочисленных книг, где говорится не только про «необходимость учета партисипативного анализа и/или е-бизнеса», я мог бы порекомендовать работы:
|
Другая информация по ИТ-стратегиям:
|