По отдельным элементам ИТ есть конкретные методики для анализа и планирования этих элементов. Как правило, эти методики могут более или менее эффективно использоваться для этих элементов, но не покрывают ИТ в целом.
Вот примеры методик планирования элементов ИТ:
- Методики планирования технических или программных средств, например, оценки требуемых параметров серверов и сетевого оборудования, для заданного числа пользователей;
- Методики планирования ИТ-сервисов, обычно это использование ITIL для улучшения процессов поддержки ИТ;
- Использование ГОСТов: как ни странно, государственные стандарты все еще живы и даже развиваются и используются;
- Методики описания и планирования инфраструктуры ИТ, например, TOGAF;
- Методики аудита ИТ, в основном – ИТ-процессов. Например, COBIT;
- Методики оценки вычислительных мощностей, требуемых для конкретных информационных систем, например, SAP;
- Множество других методик, как от конкретных вендеров, так и вендеронезависимые.
Эти и другие методики, конечно, целесообразно использовать при планировании элементов ИТ, для которых они разработаны. Однако, для разработки стратегии ИТ в целом, эти методы все-таки не предназначены, а параллельное использование и методов разработки ИТ-стратегий, и конкретных подходов к планированию элементов ИТ, может быть как успешным, так и нет, просто потому, что существенно усложнит работы и может серьезно затянуть их. Например, мой опыт использования в одном проекте и разработки ИТ-стратегии и детального проектирования инфраструктуры ИТ, был неуспешен из-за более чем удвоения как сложности работ, так и требуемых ресурсов на такие проекты.
На мой взгляд, методологии планирования отдельных элементов ИТ некорректно называть «методиками разработки ИТ-стратегии». В то же время, в третьей главе моей книги «ИТ-стратегия: лучший международный и российский опыт» рассматривается, какие методы планирования элементов ИТ целесообразно использовать при разработке ИТ-стратегии.
1. Методики планирования технических или программных средств
По массовости использования данный подход, пожалуй, стоит на втором месте после всякого отсутствия какой-либо ИТ-стратегии. Большинство российских ИТ-директоров имеет техническое образование, а бизнес-школ не заканчивали. Это приводит скорее к хорошему пониманию спецификаций технических средств, чем к предвосхищению невысказанных потребностей бизнеса. |
Оценить, насколько эффективна ИТ-поддержка бизнеса, в данном случае сложно. Хотя, конечно, наличие планирования технических и программных средств лучше его отсутствия. Как минимум, этот подход позволяет минимизировать затраты на закупки технических и программных средств за счет четкого планирования на 1-2 года вперед вместо импульсивных закупок. Данный подход достаточен для стабильного предприятия, где в течение ряда лет ничего не меняется, как это было, например, при социализме. Хотя, еще более стабильные условия были при феодализме и первобытно-общинном строе.
Примером ИТ-стратегии, сформулированной в рамках данного подхода, является ежегодное увеличение производительности технических средств на 20%. Хотя стратегией это назвать сложно потому, что планирование идет от текущего состояния, без определения, чего же надо достичь через несколько лет. И не факт, что именно это нужно бизнесу.
2. Планирование ИТ-сервисов
Этот подход массово появился в России где-то с 2003 года вместе с методологией ITIL. Предполагается, что ИТ-служба оказывает другим подразделениям ИТ-сервисы (ИТ-услуги), а подразделения их оплачивают. В рамках данного подхода обычно планируют перечень ИТ-сервисов, разрабатывают соглашение об уровне предоставляемых сервисов (SLA), модернизируют или создают службу поддержки пользователей (Help Desk или Service Desk), см. на рисунке:
Принципиальные положения оказания ИТ-услуг между ИТ-службой и бизнесом:
|
Однако, при этом подходе, стратегические цели ИТ часто просто не рассматриваются. Главным достоинством этого подхода является его доступность и понятность, есть ряд книг и обучающих курсов. Более подробно подход по планированию ИТ услуг, или, более солидно, по разработке «сервисной стратегии», описан в книге «Service Strategy» в рамках ITIL v3.
3. Использование ГОСТов
Не все молодые ИТ-менеджеры это знают, но информационные системы в нашей стране разрабатывались и до появления персональных компьютеров (и даже до перестройки!). Тогда все разработки выполнялись по заказу государства и для государства. Существенная часть сложных, распределенных по всей стране, информационных систем и сейчас разрабатывается по заказам государственных учреждений.
Об ИТ-стратегиях, как и об «стратегиях бизнеса», во времена СССР не говорили, вместо этого было «долгосрочное планирование».
Так как по большинству работ в СССР существовали ГОСТы, были они и на разработку Автоматизированных Систем. Я участвовал в разработке больших информационных систем для государственных организаций, и могу отметить, что в ГОСТах рекомендован достаточно хороший подход к разработке сложных информационных систем. |
ГОСТ 34.601-90: Стадии и этапы создания Автоматизированной Системы (АС)1. Формирование требований к АС: 1.1. Обследование объекта; 1.2. Формирование требований пользователя к АС. 2. Разработка концепции АС: 2.1. Изучение объекта; 2.2. Проведение НИР; 2.3. Разработка вариантов концепции АС. 3. Техническое задание. 4. Эскизный проект. 5. Технический проект. 6. Рабочая документация. 7. Ввод в действие. 8. Сопровождение АС. |
Другая информация по ИТ-стратегиям:
|