Кому нужна ИТ-стратегия?
В конкретной ИТ-стратегии должны быть учтены интересы минимум трех сторон [Михайлов А. ИТ-стратегия: кому и зачем она нужна. Российские особенности. // Директор Информационной Службы]
- бизнеса, в т.ч. интересы собственников, генерального директора, руководителей направлений бизнеса, а также пользователей ИТ;
- ИТ в вашей компании (есть как логика развития имеющихся технических и программных средств, так и интересы сотрудников ИТ);
- личные интересы разработчиков ИТ-стратегии (и их тоже может быть много).
Для опытного руководителя понимание множественности интересов и их вероятного конфликта не ново. Простая визуализация возможного пересечения интересов групп людей, которых может касаться ИТ-стратегия, приведена на рисунке:
Конечно, заинтересованных сторон обычно существенно больше, чем три. На рисунке не обозначены вышестоящие организации, налоговые органы, заказчики, поставщики и т.д. Более подробные подходы к учету интересов различных сторон рассмотрены в книгах по бизнесу и политике. Один из подходов – теория агентских отношений.
Вот ответы ИТ-директоров средних компаний, имеющих опыт разработки и выполнения ИТ-стратегий (по данным интервью с 21 ИТ-директорами, имеющими опыт разработки ИТ-стратегий, 2015-2016 г.г.), на вопрос «Кому нужна ИТ-стратегия»:
Также было отмечено, что ИТ-стратегия нужна как владельцам бизнеса, так и руководителям бизнес-подразделений. Сотрудникам ИТ-службы и пользователям ИТ-стратегия нужна для понимания в каких направлениях развивается ИТ.
Кому нужна ИТ-стратегия: высказывания ИТ-директоров
Нижников М.В., начальник управления ИТ, Московский монетный двор ФГУП Гознак |
ИТ-стратегия: выгоды бизнеса
Ожидания генерального директора (или собственника компании, если это небольшая или средняя компания; или же куратора ИТ – для крупных компаний) от ИТ-стратегии могут сильно отличаться от того, что хотел бы ИТ-директор. Для бизнес-руководства компании ИТ – только одно из направлений бизнеса, на которое уходят деньги, а выгоды сложно измерить.
Вот основные типовые ожидания генеральных директоров (по данным опроса слушателей программы МВА, АНХ, 2012-2016 г.г.):
- Повышение выгод бизнеса от использования ИТ;
- Снижение затрат (на бизнес в целом, на ИТ в частности);
- Повышение прозрачности работы (в т.ч. ИТ);
- Снижение рисков (в т.ч. ИТ).
Опытные ИТ-директора достаточно хорошо представляют, что бизнес ждет от ИТ, на рисунке ответы ИТ-директоров на вопрос «Чем ИТ-стратегия может помочь генеральному директору» (по данным интервью с 21 ИТ-директорами, имеющими опыт разработки ИТ-стратегий, 2015-2016 г.г.):
Чем ИТ-стратегия может помочь генеральному директору
|
Вот ответы ИТ-директоров на вопрос о возможных конкретных выгодах бизнеса от ИТ-стратегий и ИТ в целом (это данные 2015-2016 годов (по данным интервью с 21 ИТ-директорами, имеющими опыт разработки ИТ-стратегий, 2015-2016 г.г.), чувствуется влияние кризиса, смещение приоритетов в сторону сокращения затрат):
Если ИТ-поддержка сокращения затрат на бизнес в целом является приоритетом во времена кризисов, то улучшение управляемости бизнеса и получение новых возможностей для него, являются приоритетами и в кризисы, и во времена роста экономики.
При переходе к росту компании более важным становится не сокращение затрат, а поддержка роста бизнеса и увеличение его доходов.
В каких компаниях стоит иметь ИТ-стратегию
|
ИТ-стратегия: выгоды ИТ
ИТ-директор, как руководитель одного из подразделений компании, как правило, работает только за зарплату и в распределении прибыли не участвует. Его выгоды от ИТ-стратегии сильно отличаются от того, что хотели бы собственники компании и гендиректор. Вот что ожидают получить от ИТ-стратегии ИТ-директора, не имеющие опыта разработки ИТ-стратегий [по данным опроса слушателей программы МВА IT, МИРБИС, 2012-2016 г.г.]:
- Обоснование направлений развития ИТ;
- Обоснование ИТ-бюджета, его увеличение;
- Согласование ИТ с бизнесом;
- Контроль ИТ-службы;
- Повышение эффективности и управляемости сотрудников ИТ-службы;
- Личный карьерный рост;
- Удовлетворение личных амбиций.
ИТ-директора, уже имеющие опыт разработки ИТ-стратегий, ответили более политкорректно по отношению к бизнесу (по данным интервью с 21 ИТ-директорами, имеющими опыт разработки ИТ-стратегий, 2015-2016 г.г.):
Варианты ответов писал я, памятуя свою работу ИТ-директором. И я лично выбрал бы все варианты ответов, начиная с «самому быть более спокойным» и «контролировать работу ИТ».
Чем ИТ-стратегия может помочь ИТ-директору
|
ИТ-стратегия: выгоды разработчиков
Интересы разработчиков могут перевешивать и интересы компании, и интересы ИТ. Если разработкой ИТ-стратегии занимаются сотрудники своей ИТ-службы, то всеми правдами и неправдами они могут постараться обосновать те решения, которые выгодны и/или интересны непосредственно им. Минимизировать такой перекос в сторону их интересов можно путем обсуждения ИТ-стратегии с другими ИТ и бизнес-менеджерами.
Сами по себе, ИТ-менеджеры, как впрочем и другие наемные сотрудники, хотели бы в результате своей работы достичь не максимального дохода их компаний или каких-то других целей бизнеса, а совсем других целей [по данным опроса слушателей программ MBA IT, МИРБИС, 2012-2016 г.г.]:
- Повышения своих доходов, карьерного роста;
- Профессионального роста (в ИТ и бизнесе);
- Чтобы ИТ устраивали бизнес-руководство и ключевых пользователей;
- Современных ИТ-решений, адекватного финансирования проектов по ИТ;
- Стабильной работы ИТ;
- Контроля и планирования работы сотрудников ИТ.
Если же в разработке ИТ-стратегий участвуют внешние консультанты, то они определенно захотят увеличить деньги, которые они получат за работу. На мой взгляд, наиболее опасным вариантом являются разработчики из крупных ИТ-компаний, которые иногда могут за ваши же денежки обосновать технические решения, поставляемые (о, совпадение!) именно этой компанией. С этой точки зрения, разработчики из консалтинговых компаний лучше, хотя они могут постараться убедить вас в целесообразности других консалтинговых проектов.
«В ИТ-стратегии, разработанной за деньги заказчика, удалось обосновать и внедрение SAP и другие услуги нашей компании».
Из устного рассказа консультанта одной из крупных ИТ-компаний |
Бесплатная разработка ИТ-стратегии: это небольшой подарочек или «троянский конь»?
Иногда ИТ-стратегию предлагают разработать и «бесплатно». Но реальные затраты на разработку стратегии, уместной именно для вашей компании – это 50, а скорее 100 человеко-дней работы. Вряд ли такие затраты уместны для безвозмездного подарка. Наиболее вероятно, что это получится что-то вроде «троянского коня», то есть будут предложены решения именно той компании, которая делает такой «подарок». Да и сама ИТ-стратегия, весьма вероятно будет тупо скопирована из отчета для другой организации. Вряд ли это приведет вашу компанию к успеху. А ИТ-директора могут и выгнать, назначив ответственным за неудачи.
Зависит ли ИТ-стратегия от размеров компании?
Потребности в ИТ-стратегиях зависят от размеров компании:
- у крупных компаний, особенно из сотни крупнейших в России, есть стратегии бизнеса. Многие из крупных компаний уже заказывали разработку ИТ-стратегий. Но, в результате политических интриг, а также при смене ИТ-директора (что случается обычно раз в несколько лет), предыдущая ИТ-стратегия может стать неактуальной, а тратить ресурсы на разработку новой уже никому не хочется;
- у средних компаний интерес к ИТ-стратегиям есть, но жалко нескольких миллионов рублей, требуемых на разработку ИТ-стратегии. Некоторые ИТ-руководители средних компаний, проходя обучение в бизнес-школах, там же и разрабатывают несложные ИТ-стратегии для своей компании;
- у малых компаний интереса к ИТ-стратегиям скорее нет, ИТ-директоров — нет, а стоимость работы внешних консультантов для них достаточно велика (в сравнении с доходами бизнеса).
Вот ответы ИТ-директоров (по данным интервью с 21 ИТ-директорами, имеющими опыт разработки ИТ-стратегий, 2015-2016 г.г.) на вопрос «Насколько нужна ИТ-стратегия различным по размеру компаниям» , указаны диапазоны ответов:
То есть, ИТ-директора подтверждают интуитивно-ожидаемый ответ, что ИТ-стратегии обязательны для крупных компаний и очень желательны для средних.
Каким предприятиям нужна ИТ-стратегия (размер и отрасли)
|
Когда ИТ-стратегии не нужны
Стратегии, как бизнеса, так и ИТ, могут дать множество выгод. Однако, по моим наблюдениям за слушателями программ MBA, более половины менеджеров, психологически не склонны к разработке стратегий ни для себя, ни для своих компаний.
До начала разработки ИТ-стратегии имеет смысл убедиться, нужна ли будет ИТ-стратегия руководству вашей компании, в первую очередь — генеральному директору. Однако, если попробовать оценить потребность самих предприятий в стратегиях, то ИТ-директора, имеющие опыт разработки ИТ-стратегий (по данным интервью с 21 ИТ-директорами, имеющими опыт разработки ИТ-стратегий, 2015-2016 г.г.), считают, что ИТ-стратегии нужны практически во всех компаниях, в том числе и государственных, и коммерческих. А не нужны ИТ-стратегии, разве что в малых предприятиях :
Про то, нужны ли ИТ-стратегии малым компаниям, большинство опрошенных ИТ-директоров уточняло, что «нужна, конечно, но ресурсов на разработку может не быть, да и выгоды меньше, чем в крупных компаниях».
Хотя, на мой взгляд, стратегии в компаниях с плохим управлением, могут и не помочь. А в государственных компаниях есть спускаемые сверху планы, не предполагающие инициативы на местах. Впрочем, и в филиалах крупных международных компаний, по факту, инициативы на местах не приветствуются.
Когда ИТ-стратегии не нужны?«Самый сложный вопрос ))) Да когда у бизнеса нет своих планов развития на перспективу. Тогда какую-либо ИТ-стратегию и написать невозможно. Никто не знает, что будет завтра. Я себе такой бизнес с трудом представляю, но, видимо, встречается. Возможно еще, что в нынешних непростых условиях полной неопределенности и слишком большой зависимости всех областей жизни от внешних факторов. В кризис, к примеру, писать серьезную ИТ-стратегию можно не больше, чем на год. И то, с большой долей инвариантности. Если бизнес управляется хаотично, сиюминутно, «с колес» — то и ИТ-стратегию иметь смысла нету. Хотя не уверен, что такой бизнес еще существует. Но ИТ-директору и в этом случае хорошо иметь под рукой хоть какие то перспективные планы. Также ИТ-стратегия может и не нужна, если бизнес не понимает ее необходимость. Чего тогда бисером разбрасываться?» Федько Виктор, ИТ-директор компании «ОАО МПО им.И. Румянцева», г. Москва |
На рисунке приведены ответы ИТ-директоров на вопрос «В каких рыночных условиях ИТ-стратегии не нужны?»:
В каких рыночных условиях ИТ-стратегии не нужны
|
ИТ-директора считают, что ИТ-стратегии нужны как при стабильных рыночных условиях, так и при нестабильных. Можно добавить, что авторы учебников по стратегиям бизнеса пишут, что стратегии более уместны именно в нестабильных и быстроменяющихся рыночных условиях. Хотя, можно с этим и поспорить.
Стратегии сильно зависят от конкретных людей. Множеству людей, включая менеджеров, и стратегии, и точные планы вызывают раздражение. Хотя общие тренды развития бизнеса и ИТ в мире и в России идут в направлении большего планирования.
Каким людям ИТ-стратегии не нужны (стиль работы)«Ковбоям», то есть руководителям бизнеса, которые работают с листа, сиюминутно. Не знаю, остались ли такие. Но им стратегии не нужны. Я не утверждаю, такой подход не имеет права на существование. Федько Виктор, ИТ-директор, «МПО им.И. Румянцева» |
Могут быть и курьезы, в т.ч. и неприятные, при разработке стратегий. Например, в одной из компаний, где я руководил ИТ, гендиректор был сильно недоволен, зачем рабочее время сотрудников ИТ тратится на разработку «каких-то стратегий». «Работать надо»,- говорил он, — «а когда всю работу сделаем, можно будет и стратегиями позаниматься». Хотя за разработку ИТ-стратегии с работы он меня не выгнал, в отличии от примера во врезке:
Когда ИТ-стратегия не нужна?«Представьте себе ситуацию: ваша компания стала жить «по стратегии». Что-то там невнятно звучащее написала, а может, даже, смогла на основе стратегических направлений расписать тактические планы. И вот теперь ваш CEO или его зам требуют ИТ-стратегию. Мы знаем, что по науке (западной) надо сделать «выравнивание». То есть, смекнуть, как поставленные задачи будут решаться бизнесовыми подразделениями и что надо поменять/развить у себя в хозяйстве. Возможно, удастся что-то в тактических планах даже оптимизировать, ибо ИТ частенько позволяют повысить эффективность любой экспансии или хотя бы удешевить. Вот тут главное — не перестараться. Чтобы ваш план не получился более понятным, прозрачным, структурно более рельефным, а самое плохое — экономически хорошо обоснованным. Любые планы порождают изменения, неопределённость, мутную водичку. И если вы поставите рядом свой начищенный до блеска механизм, он станет вашим памятником сразу после включения. Ибо окажется очень ослепительным на фоне остальных. P.S. Я из-за этой ошибки потерял работу. Если хотите остаться на своей — «выравнивайте» стратегию в допустимых пределах». Отзыв одного из ИТ-менеджеров крупной российской компании |
Хотя, на мой взгляд, опасность сделать ИТ гораздо лучше других подразделений, большинству ИТ-руководителей не угрожает.
Другая информация по ИТ-стратегиям:
Предложение для ИТ-директоров(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)
|