Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов по поддержке бизнеса

 

На этой странице рассмотрена ИТ-стратегия информатизации (автоматизации) поддержки бизнеса для конкретной компании. Под этим обычно понимают:

  • определение приоритетов информатизации групп бизнес-процессов по поддержке бизнеса
  • определение новой функциональности информационных систем по поддержке бизнеса.

ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса уместна:

  • для крупных и средних компаний всех отраслей
  • если надо существенно увеличить выгоды, которые бизнес получает от автоматизации бизнес-процессов по поддержке бизнеса.

ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса является одной из типовых вариантов информатизации бизнес-процессов .
Все рассмотренные на этом сайте тематики ИТ-стратегий представлены на странице «Типовые варианты содержания ИТ-стратегий».

 

Информатизируемые бизнес-процессы (подразделения) компании

Комплексная информатизация поддержки бизнеса предполагает почти полную автоматизацию рутинных работ и существенную часть контроля работы подразделений поддержки бизнеса. Но также надо автоматизировать сбор информации по поддержке бизнеса со всех подразделений. 

Вот место желательной информатизация бизнес-процессов по поддержке бизнеса во всех бизнес-процессах компании (см. рисунок):
Желательная информатизация бизнес-процессов по производству

 

Желательная информатизация подгрупп бизнес-процессов по поддержке бизнеса в этих и других подразделениях компании представлена на рисунке ниже:
Желательная информатизация бизнес-процессов по поддержке бизнеса

 

Планируемое состояние автоматизации поддержки бизнеса через 1-2 года целесообразно разрабатывать с учетом:

  1. Приоритетов улучшения групп бизнес-процессов (красно-желто-зеленые кружки на рисунках ниже)
  2. Оценок насколько устраивают уже имеющиеся информационные системы (красно-желто-зеленые блоки с названиями информационных систем на рисунках ниже)
  3. Недостатков по автоматизации бизнес-процессов, а также недостатков в уже имеющихся информационных системах. 

Вот пример планирования информатизации бизнес-процессов по поддержке бизнеса (см. рисунок):
Информатизация бизнес-процессов по поддержке бизнеса

 

Структура ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса

Форма и содержание ИТ-стратегий обычно сильно зависит от того, кто их разрабатывает. Если это гендиректор или руководитель одного из бизнес-подразделений, то ИТ-стратегия на 2/3 или больше будет посвящена очередности информатизации бизнес-процессов, при этом инфраструктура ИТ и персонал ИТ могут быть вообще не рассмотрены.
Если ИТ-стратегию разрабатывает директор по ИТ, то он, скорее всего, рассмотрит инфраструктуру ИТ, персонал ИТ, ИТ-процессы. ИТ-директору придется рассмотреть  информационные системы и информатизацию бизнес-процессов. Но, как правило, ИТ-директора не очень хорошо понимают бизнес-процессы, и не испытывают большой радости в обсуждении с руководителями подразделений и бизнеса приоритетов информатизации бизнес-процессов.

ИТ-стратегия по информатизации поддержки бизнеса

Есть разные точки зрения, что такое ИТ-стратегия по информатизации поддержки бизнеса, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос. 

 

Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса«, апрель, 2020.

    В статье рассмотрены типовые точки зрения, как должна выглядеть ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса:

    • точка зрения директора по поддержке бизнеса
    • точка зрения ИТ-директора
    • точка зрения гендиректора
    • точки зрения консультантов.



    Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), то вот примерная структура ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса (ИТ-стратегия по поддержке бизнеса): 
    Планирование информатизации поддержки бизнеса: взгляд со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты)
    В ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса целесообразно рассмотреть все разделы ИТ-стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в таблице:

    Разделы Входит в
    ИТ-стратегию по поддержке бизнеса
    1. Требования бизнеса к ИТ
       1.1. Цели бизнеса и основные проекты
       1.2. Требования бизнеса к ИТ + —
       1.3. Этапы развития ИТ
    2. Текущее состояние ИТ
       2.1. Информатизация (автоматизация) бизнес-процессов по поддержке бизнеса: управление персоналом, канцелярия, безопасность и др.
       2.2. Потоки данных, базы данных
       2.3. Информационные системы (ИТ-сервисы)
       2.4. Инфраструктура ИТ
       2.5. Управление ИТ (ИТ-служба)
       2.6. ИБ
    3. Требуемое состояние ИТ
       3.1. Видение, миссия, цели ИТ
       3.2. Приоритеты информатизации (автоматизации) бизнес-процессов по поддержке бизнеса: управление персоналом, канцелярия, безопасность и др.
       3.3. Информационные системы
       3.4. Инфраструктура ИТ
       3.5. Управление ИТ
       3.6. ИБ
    4. Портфель проектов по ИТ
       4.1. Информационные системы
       4.2. Инфраструктура ИТ
       4.3. Управление ИТ
       4.4. ИБ
       4.5. Сравнение проектов
    5. Сценарии развития ИТ
    6. Планы на 1 и 2-3 года. Бюджет ИТ + —
    7. Контроль и пересмотр ИТ-стратегии

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит

     

    Разработка ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса

    Опыт нескольких сотен российских компаний позволил выявить семь основных (и много-много прочих) ошибок при разработке ИТ-стратегий.
    Есть множество подходов к планированию проектов по ИТ-стратегиям, большинство из которых не ведут к успеху. Есть немного, например, три подхода к успешной разработке уместной для вашей компании ИТ-стратегии.

    12 основных ошибок при разработке ИТ-стратегии.  
    Типовые варианты разработки ИТ-стратегии

    Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «12 основных ошибок при разработке ИТ-стратегии. Типовые варианты разработки ИТ-стратегии«, август, 2020.

     

    ИТ-стратегию информатизации поддержки бизнеса лучше разработать совместно с консультантами как еще один этап работ после разработки основы ИТ-стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:

    План разработки ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса

    • Этап 1: обучение ИТ-директора (а также желательно и руководителей подразделений ИТ), с параллельной разработкой основных положений стратегии развития ИТ, на 15-20 слайдов;
    • Этап 2: аудит ИТ, так чтобы было понятно текущее состояние ИТ и имеющиеся слабые места;
    • Этап 3: собственно разработка стратегии развития ИТ, включая описание проектов по ИТ, бюджета ИТ и т.д.;
    • Этап 4: поддержка и обновление стратегии развития ИТ, особенно плана проектов по ИТ. План проектов целесообразно актуализировать хотя бы раз в квартал, а всю стратегию развития ИТ — раз в год.
    ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса является частью полной ИТ-стратегии (включающей информатизацию бизнес-процессов всех подразделений, а также все основные элементы ИТ):
    ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании: взгляд со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты): место ИТ-стратегии по поддержке бизнесаБолее подробно тема полной ИТ-стратегии рассматривается здесь.

    Как разработать ИТ-стратегию

     

    Разработка основы ИТ-стратегии на 15 слайдов
    на 1 год рассмотрена в
    книге на 240 страниц
    Разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц
    на 1-3 года рассмотрена в книге на 450 страниц

    Десятки публикаций


    и сотни страниц
    по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса на cайте www.info-strategy.ru

    получить в обмен на подписку купить pdf
    Консультация по ИТ-стратегии и коммерческое предложение по разработке и помощь в выборе варианта ее разработки.
    Поделиться с друзьями
    ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг