с 1 октября начинается обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии).
Стратегические сессии и корпоративное обучение.

ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов


 

На этой странице рассмотрена ИТ-стратегия информатизации (автоматизации) бизнес-процессов. Под этим обычно понимают:

  • определение приоритетов информатизации групп бизнес-процессов компании
  • определение новой функциональности информационных систем.

ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов уместна:

  • для крупных и средних компаний всех отраслей
  • если надо существенно увеличить выгоды, которые бизнес получает от автоматизации бизнес-процессов.

Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), то вот вид стратегии информатизации всех основных бизнес-процессов (подразделений) компании: 
ИТ-стратегия информатизации всех подразделений компании: взгляд со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты)



ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов является одной из типовых тематик (вариантов содержания) ИТ-стратегии. Все рассмотренные на этом сайте тематики ИТ-стратегий представлены на странице «Типовые варианты содержания ИТ-стратегий».

Информатизируемые бизнес-процессы (подразделения компании)

Комплексная информатизация бизнес-процессов предполагает почти полную автоматизацию рутинных работ и существенную часть контроля работы подразделений. Но также надо автоматизировать обмен информации с партнерскими компаниями и госструктурами, перед которыми надо отчитываться. 

Желательная информатизация бизнес-процессов по всем подразделениям компании представлена на рисунке ниже:
Желательная информатизация бизнес-процессов по всем подразделениям компании


Планируемое состояние автоматизации бизнес-процессов целесообразно разрабатывать с учетом:

  1. Приоритетов улучшения групп бизнес-процессов (красно-желто-зеленые кружки на рисунках ниже)
  2. Оценок насколько устраивают уже имеющиеся информационные системы (красно-желто-зеленые блоки с названиями информационных систем на рисунках ниже)
  3. Недостатков по автоматизации бизнес-процессов, а также недостатков в уже имеющихся информационных системах.

 Вот пример планирования информатизации бизнес-процессов по всем основным подразделениям (см. рисунок):
Желательная информатизация бизнес-процессов по всем основным направлениям

 

Структура ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов 

Надо отметить, что и форма и содержание ИТ-стратегий обычно сильно зависит от того, кто их разрабатывает. Если это гендиректор или руководитель одного из бизнес-подразделений, то ИТ-стратегия на 2/3 или больше будет посвящена очередности информатизации бизнес-процессов, при этом инфраструктура ИТ и персонал ИТ могут быть вообще не рассмотрены.
Если ИТ-стратегию разрабатывает директор по ИТ, то он, скорее всего, рассмотрит инфраструктуру ИТ, персонал ИТ, ИТ-процессы. ИТ-директору придется рассмотреть  информационные системы и информатизацию бизнес-процессов. Но, как правило, ИТ-директора не очень хорошо понимают бизнес-процессы, и не испытывают большой радости в обсуждении с руководителями подразделений и бизнеса приоритетов информатизации бизнес-процессов.

 

ИТ-стратегия по информатизации бизнеса в целом

Вот ссылка на статью с более подробным рассмотрением, как разные люди (руководители компании) видят стратегию информатизации бизнес-процессов:


Статья: А. Михайлов «ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов«, февраль, 2020.

    В статье рассмотрены типовые точки зрения, как должна выглядеть стратегия информатизации бизнес-процессов:

    • точка зрения ИТ-директора
    • точка зрения гендиректора
    • точка зрения директора подразделений компании
    • точки зрения продавцов ИТ-компаний.

     

    Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), тто вот примерная структура ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов: ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов:  взгляд со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты)

    В ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов целесообразно рассмотреть все разделы ИТ-стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в таблице:

    Разделы Входит в
    ИТ-стратегию информатизации бизнес-процессов
    1. Требования бизнеса к ИТ
       1.1. Цели бизнеса и основные проекты
       1.2. Требования бизнеса к ИТ + —
       1.3. Этапы развития ИТ
    2. Текущее состояние ИТ
       2.1. Информатизация (автоматизация) бизнес-процессов: маркетинг, продажи, финансы, производство, поддержка бизнеса
       2.2. Потоки данных, базы данных
       2.3. Информационные системы (ИТ-сервисы)
       2.4. Инфраструктура ИТ
       2.5. Управление ИТ (ИТ-служба)
       2.6. ИБ
    3. Требуемое состояние ИТ
       3.1. Видение, миссия, цели ИТ
       3.2. Приоритеты информатизации (автоматизации) бизнес-процессов: маркетинг, продажи, финансы, производство, поддержка бизнеса
       3.3. Информационные системы
       3.4. Инфраструктура ИТ
       3.5. Управление ИТ
       3.6. ИБ
    4. Портфель проектов по ИТ
       4.1. Информационные системы
       4.2. Инфраструктура ИТ
       4.3. Управление ИТ
       4.4. ИБ
       4.5. Сравнение проектов
    5. Сценарии развития ИТ
    6. Планы на 1 и 2-3 года. Бюджет ИТ + —
    7. Контроль и пересмотр ИТ-стратегии

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит

     

     

    Разработка ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов

    Опыт нескольких сотен российских компаний позволил выявить двенадцать основных (и много-много прочих) ошибок при разработке ИТ-стратегий.
    Есть множество подходов к планированию проектов по ИТ-стратегиям, большинство из которых не ведут к успеху. Есть немного, например, три подхода к успешной разработке уместной для вашей компании ИТ-стратегии.

    12 основных ошибок при разработке ИТ-стратегии.  
    Типовые варианты разработки ИТ-стратегии

    Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «12 основных ошибок при разработке ИТ-стратегии. Типовые варианты разработки ИТ-стратегии«, август, 2020.

    ИТ-стратегию информатизации бизнес-процессов лучше разработать совместно с консультантами как еще один этап работ после разработки основы ИТ-стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:

    План разработки ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов.  Источник: Александр Михайлов, сайт www.info-strategy.ru

    • Этап 1: обучение ИТ-директора (а также желательно и руководителей подразделений ИТ), с параллельной разработкой основных положений стратегии развития ИТ, на 15-20 слайдов;
    • Этап 2: аудит ИТ, так чтобы было понятно текущее состояние ИТ и имеющиеся слабые места;
    • Этап 3: собственно разработка стратегии развития ИТ, включая описание проектов по ИТ, бюджета ИТ и т.д.;
    • Этап 4: поддержка и обновление стратегии развития ИТ, особенно плана проектов по ИТ. План проектов целесообразно актуализировать хотя бы раз в квартал, а всю стратегию развития ИТ — раз в год.

     

    Частные случаи информатизации бизнес-процессов

    В ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов также рассмотрены частные ИТ-стратегии:

    • ИТ-стратегия по маркетингу
    • ИТ-стратегия по продажам
    • ИТ-стратегия по финансам
    • ИТ-стратегия по производству
    • ИТ-стратегия по поддержке бизнеса
    Далее приведены ссылки на эти ИТ-стратегии. 

    ИТ-стратегия информатизации маркетинга

    ИТ-стратегия информатизации маркетинга

    Эта стратегия уместна:

    • для крупных и средних компаний всех отраслей
    • если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по маркетингу: исследование рынков, реклама, ценообразование и др.

      В ИТ-стратегии информатизации маркетинга рассматриваются разделы:

      • раздел по информатизации маркетинга (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
      • план проектов по информатизации маркетинга
      • другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).

      Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации маркетинга» см. здесь

       

      ИТ-стратегия информатизации продаж

      ИТ-стратегия информатизации продаж

      Эта стратегия уместна:

      • для крупных и средних компаний
      • если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по продажам: розница, опт, интернет и др.

        В ИТ-стратегии информатизации продаж рассматриваются разделы:

        • раздел по информатизации продаж (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
        • план проектов по информатизации продаж
        • другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).

        Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации продаж» см. здесь

         

        ИТ-стратегия информатизации финансов

        Эта стратегия уместна:

        • для крупных и средних компаний
        • если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по финансам: бюджетирование, бухгалтерия, отчетность и др. 

          В ИТ-стратегии информатизации финансов рассматриваются разделы:

          • раздел по информатизации финансов (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
          • план проектов по информатизации финансов
          • другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).

          Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации финансов» см. здесь

           

          ИТ-стратегия информатизации производства

          ИТ-стратегия информатизации производства

          Эта стратегия уместна:

          • для крупных и средних компаний
          • если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по производству: основные цеха, ремонт, склад и др.

            В ИТ-стратегии информатизации производства рассматриваются разделы:

            • раздел по информатизации производства (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
            • план проектов по информатизации производства
            • другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).

            Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации производства» см. здесь

             

            ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса

            ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса

            Эта стратегия уместна:

            • для крупных и средних компаний
            • если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по поддержке бизнеса: управление персоналом, канцелярия, безопасность и др.

              В ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса рассматриваются разделы:

              • раздел по информатизации поддержки бизнеса (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
              • план проектов по информатизации поддержки бизнеса
              • другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).

              Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса» см. здесь

              Место ИТ-стратегии информатизации всех подразделений компании в комплексной ИТ-стратегии (включающей планирование развития основных элементов ИТ)

              ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов всех подразделений компании является частью полной ИТ-стратегии (включающей информатизацию бизнес-процессов всех подразделений, а также все основные элементы ИТ):
              Полная ИТ-стратегия: место ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов


              Более подробно тема полной ИТ-стратегии рассматривается здесь.

               

              Как разработать ИТ-стратегию

               

              Разработка основы ИТ-стратегии на 15 слайдов
              на 1 год рассмотрена в
              книге на 240 страниц
              Разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц
              на 1-3 года рассмотрена в книге на 450 страниц

              Десятки публикаций


              и сотни страниц
              по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса на cайте www.info-strategy.ru

              получить в обмен на подписку купить pdf
              Консультация по ИТ-стратегии и коммерческое предложение по разработке и помощь в выборе варианта ее разработки.
              Поделиться с друзьями
              ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг