Управление ИТ – это весьма эффективная для улучшений часть ИТ, так как денег на ее улучшение обычно нужно меньше, чем для изменений информационных систем и инфраструктуры ИТ, а эффект от улучшений управления ИТ может быть весьма высок. Но это теоретически. В бизнесе, и особенно в государственном управлении в России, качество управления совсем невысоко, а улучшения видны разве что в микроскоп. Хотя, на мой взгляд, Россия опережает другие страны СНГ по уровню управления бизнесом и ИТ.
Затраты на улучшение управления ИТ могут быть невысоки. Однако велики риски, что эти улучшения не будут работать: наверняка хоть кто-то из персонала обязательно начнет саботировать эти изменения, например, просто из-за своей лени.
Наибольшими проблемами в улучшении управления часто являются «тараканы» в голове того, кто хочет что-то улучшить, а так же тех, чью работу собираются зачем-то изменить, например, четко хронометрировать. Ну кому это понравится!
Кроме того, российские ИТ-руководители, в отличие от своих коллег в США и ЕС, часто просто не знакомы с лучшими практиками по управлению. Пришедшие на программы MBA руководители ИТ и бизнеса не совсем понимают, как организовать себя и своих подчиненных. А уж как разрабатывать стратегии бизнеса и ИТ не знает практически никто.
В то же время, руководители ИТ часто опережают в области управления руководителей других направлений бизнеса за счет знания методов улучшения ИТ-процессов и управления проектами.
Китай запретил госкомпаниям работать с консультантами из СШАКитайское правительство приказало государственным предприятиям прекратить работу с американскими консалтинговыми компаниями, включая McKinsey и Boston Consulting Group (BCG). Власти опасаются, что те занимаются шпионажем в пользу правительства США. У американских консалтинговых компаний много клиентов в Китае, который остается для них быстрорастущим рынком. «Высшее руководство Китая предложило создать команду китайских внутренних консультантов, которые, в частности, будут сосредоточены на работе с информационными системами, чтобы отобрать власть в этой отрасли у иностранных компаний, — сказал один из старших политических советников правительства Китая. — Сейчас иностранцы используют свои консалтинговые компании, чтобы узнать все необходимое о наших государственных компаниях». По материалам Financial Times, май 2014 P.S. На мой взгляд, запрет государственным предприятиям Китая работать с американскими консалтинговыми компаниями, скорее всего, означает, что и практически все негосударственные частные компании будут этому следовать. Все таки, в Китае коммунистическая партия у власти, сомневаюсь, что частные компании их не будут слушать. Попробовали бы вы в СССР не выполнить указания ЦК КПСС. |
Риски управления ИТ
Для бизнес-менеджеров управление ИТ — это непонятная и неприятная для них область. Очень многие директора компаний хотели бы лучшего управления ИТ-службой: чтобы они четко понимали выгоды от ИТ, риски ИТ, затраты на ИТ. Однако, гендиректора не готовы тратить несколько месяцев на попытку разобраться в работе ИТ.
Изменения управления ИТ часто более рискованны, чем изменения в технических и программных средствах. Как правило, изменения в технике можно попробовать заранее просчитать. А вот что получится при изменении оргструктуры ИТ-службы, заранее совершенно непонятно.
Вот пример рисков, которые несет в себе управление ИТ:
- «при уходе единственного специалиста по ERP собственной разработки, автоматизация производства может вовсе перестать работать»;
- «при сохранении зарплат сотрудников ИТ меньше среднерыночных, лучшие сотрудники ИТ уйдут в течение полугода-года»;
- «в большинстве филиалов нет сотрудников по поддержке серверов. При существенных сбоях серверов время их неработоспособности будет не менее 4-х часов (это только время на приход специалистов ИТ, работающих по договорам)»;
- «при изменениях в оплате труда сотрудников ИТ, предложенных аудиторской компанией X, часть сотрудников уйдет, а оставшиеся будут работать на новые KPI».
Депутаты Государственной Думы России: «Надо закрыть российский рынок для зарубежных компаний из стран потенциальных агрессоров»Депутаты Госдумы хотят ввести в законодательство понятие «страна-агрессор». С инициативой выступили единороссы Евгений Федоров и Антон Романов. Компаниям, зарегистрированным в «странах-агрессорах», будет запрещено работать в России. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Евгений Федоров ответил на вопросы «Коммерсантъ FM». — О каких компаниях идет речь? — McKinsey, Deloitte, известная шестерка американских компаний, которые работают в России с рынком в $3 млрд. — Господин Федоров, что мешает просто запретить деятельность этих компаний в России, не сотрудничать с ними, как это сделала московская мэрия? Зачем вводить отдельное понятие «страна-агрессор»? Что оно даст? — Это рынок, это рыночные отношения. Оно даст право правительству формировать список чувствительных для России, в данном случае, консалтинговых компаний, подчиненных Соединенным Штатам Америки, их союзникам, которые могут нанести особый, значительный вред, и прекратить, приостановить их деятельность в России. Сейчас такого права у правительства нет, а компании консультируют и правительство, и бизнес, и так далее. То есть нам надо закрыть рынок для компаний, которые могут заниматься саботажем на территории России по команде правительства Соединенных Штатов. — Может быть, наши чиновники — агрессоры, господин Федоров, которые сотрудничают с этими компаниями, нанимают эти компании для того, чтобы они оказывали свои услуги? — Чиновники делают это не просто так. В исполнение институциональных вопросов, то есть в Конституции Российской Федерации, 15 статья предусматривает такого рода порядки, то есть приоритет иностранных норм управления на территории России, что реализуется, в том числе, этим следованием всем советам МВФ и наймом тех компаний, которые являются носителями этой идеологии. Поэтому прежде чем воздействовать на чиновников, надо решить глобальные вопросы государственного строительства. По материалам «Коммерсантъ FM», июль 2014 P.S. Консалтинговым компаниям передают весьма критичную и конфиденциальную информацию. Многие сотрудники ИТ слышали, что компания IBM считается в США чем-то вроде «министерства информатики». Вы правда уверены, что Госдепартамент США, ЦРУ и еще полсотни разведывательных организаций США не имеют доступа к информации, которую вы передали зарубежным компаниям? Да и с частными американскими предприятиями разведслужбы часто делятся информацией. Если уверены, что такого доступа со стороны спецслужб нет, то вспомните про вскрывшуюся прослушку со стороны США телефонов Меркель (канцлера Германии), Оланда (президента Франции) и еще десятка президентов других стран. А вскрывается обычно только несколько процентов краж информации, более 90% остаются никогда не раскрытыми. P.P.S. Начиная с 2016 года российским компаниям с государственным участием, запрещают заключать контракты с американскими консалтинговыми компаниями. Запрет негласный, но четко отслеживаемый со стороны государства. |
Тенденции развития управления ИТ
Сложность информационных систем, существенной частью которых является управления ИТ, быстро увеличивается.
На мой взгляд, можно выделить следующие стратегические тенденции по управлению ИТ:
- Постепенное улучшение управления ИТ в России. Я считаю, что разрыв с США и Германией существенно уменьшился за последние десять лет. Однако и сейчас есть отставание в 2-4 года, определяемое в существенной мере еще большим отставанием управления бизнесом. Но, на мой взгляд, Россия опережает другие страны СНГ на 2-5 лет и более;
- Постепенное увеличение финансирования ИТ на российских предприятиях до уровня США и Германии. Однако, даже в 2013 году среднее российское предприятие тратило на ИТ в 1,5-2 раза меньше, чем в США (и это в процентах от оборота компаний, в абсолютных цифрах разница существенно больше). Однако по мере повышения уровня информатизации разница уменьшается;
- Увеличение числа работ, передаваемых на аутсорсинг;
- Всеобщее внимание ИТ-менеджеров почти всех предприятий России к улучшению ИТ-процессов, в первую очередь, автоматизации службы поддержки ИТ. Из всего многообразия процессных методологий более чем в 90% случаев используется ITIL;
- Проводятся массовые улучшения оргструктур служб поддержки ИТ. Оргструктура других подразделений ИТ, как правило, не улучшается; вероятно из-за отсутствия общедоступных и понятных лучших практик.
Тенденции развития управления ИТ рассмотрены и в других разделах, в т.ч. по ИТ-процессам и оргструктуре ИТ.
Другая информация по управлению ИТ и смежным темам:
Предложение для ИТ-директоров(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)
|