На этой странице рассмотрены предложения по выбору вариантов улучшения для вашей компании.
Описание услуги «Планирование улучшений ИТ»
Выбор варианта улучшения ИТ для своей компании уместен, если:
Выбор варианта улучшения ИТ для своей компании не нужен, когда:
Для определения, каким образом надо улучшить ИТ, чтобы они давали максимальные выгоды именно для вашей компании, целесообразно выполнить ряд этапов (см. Рис. 1):
Далее эти этапы рассмотрены более подробно. |
Этап 2. Выбор приоритетных для улучшения элементов ИТНа взгляд автора этой книги, для выбора наиболее приоритетных для улучшения элементов ИТ, надо оценить, какие элементы ИТ надо улучшить именно для вашей компании. Для этого можно провести оценку согласования ИТ и бизнеса, выделив три разных уровня взаимодействия ИТ и бизнеса (см. Рис. 3):
Вот визуализация приведенного в моей дискуссии на портале ИТ-директоров России примера оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса (Михайлов А. «ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?», дискуссия на портале Globalcio, февраль, 2018, www.info-strategy.ru/publications/it-business-alignment-discussion ) (см. Рис. 4):
Рис. 4. Пример выбора приоритетных для улучшения элементов ИТ
Конечно, в рассмотренной выше модели, рассмотрены только самые основные элементы ИТ, понятные и представителям бизнеса и сотрудникам ИТ. Это высокоуровневая модель. Лучше рассматривать все основные элементы ИТ, которые нужно планировать для комплексного развития ИТ. К числу таких самых основных элементов надо отнести минимум два десятка элементов, они рассмотрены на моем сайте по ИТ-стратегиям (раздел www.info-strategy.ru/it-elements ), а их перечень приведен в Табл. 1: Табл. 1. Основные элементы ИТ, которые целесообразно рассмотреть в при планировании улучшений ИТ на год и более Выбор элементов, целесообразных для улучшения ИТ в конкретной компании также рассмотрен на странице www.info-strategy.ru/it-elements (раздел «Выбор основных элементов ИТ, целесообразных для улучшения в конкретной компании»). |
Этап 3. Выбор методик улучшения ИТ, включая методики разработки ИТ-стратегииРекомендации российских ИТ-директоров, имеющих опыт разработки ИТ-стратегий Размер ИТ-стратегии, выгоды от нее и оптимальные затраты на ее разработку и поддержку, зависят как от размера компании, так и масштаба и сложности ИТ. Проведенное автором этой книги в 2015-2017 годах, совместно с Российским Союзом ИТ-директоров исследование, включающее интервьюирование ИТ-директоров, которые имеют опыт разработки ИТ-стратегии (компании «КАМАЗ», «ММК», «Сибур», «Славнефть», «Сколково» и ряд средних по размеру компаний), позволило выявить параметры оптимальной ИТ-стратегии в зависимости от размера компании (см. www.globalcio.ru/discussion/1802 и www.globalcio.ru/discussion/1803): Табл. 2. Параметры оптимальной ИТ-стратегии в зависимости от размера компании: точка зрения российских ИТ-директоров
Анализ ответов ИТ-директоров, имеющих опыт разработки ИТ-стратегий, дал интуитивно-понятный результат:
Вот оценки российских ИТ-директоров, целесообразного времени на разработку ИТ-стратегии, в зависимости от размеров компаний и их зависимостью от ИТ (Табл. 3 и Рис. 5): Табл. 3. Целесообразные затраты времени на разработку ИТ-стратегии
Рис. 5. Рекомендации российских ИТ-директоров по размерам ИТ-стратегии В Табл. 3 и Рис. 5 учтен как опыт российских ИТ-директоров так и точки зрения десятков гендиректоров компаний, а также опыт автора этой книги, полученный при консалтинге по разработке ИТ-стратегий.
Выбор оптимального размера ИТ-стратегии также на странице www.info-strategy.ru/it-strategy , раздел «Выбор варианта полноты ИТ-стратегии». Выбор методик планирования ИТ Конечно, выбор целесообразных для использования в конкретной компании методик. не является простой и тривиальной задачей. Однако, для быстрой оценки применимости методик, на ваш взгляд, можно использовать несколько критериев выбора методик:
Хотя, конечно, и конкретную компанию учитывать надо, особенно мнение гендиректора и руководителя ИТ. На Рис. 6 приведен пример выбора целесообразных методик планирования ИТ для компании среднего размера. Пример приведен для методик, предложенных автором этой книги, для планирования развития ИТ на год и более:
Судя по примеру на рисунке, наибольший эффект может быть от применения методик: разработки «средней» ИТ-стратегии (т.к. компания среднего размера); улучшения управления портфелем проектов по ИТ; оптимизации управления ИТ. Для каждой конкретной компании надо и иметь в виду и другие факторы выбора конкретных методик:
Выбор методик планирования ИТ, которые можно использовать как в ИТ-стратегиях, так и при планировании улучшений отдельных элементов ИТ, также рассмотрен на странице www.info-strategy.ru/methods в разделе «Выбор методик». Методики улучшения ИТ (планирования ИТ на год и более) В Табл. 4 рассмотрены разработанные автором этой книги методики планирования ИТ на год и более (их можно рассматривать и как методики улучшения ИТ, в первую очередь, улучшения управления ИТ): Табл. 4. Методики планирования ИТ Методики разработаны Александром Михайловым на базе методик стратегического планирования ИТ и бизнеса, практическом опыте консалтинга и обучения, опубликованы в двух книгах и десятках статей. Более подробно см: www.info-strategy.ru/methods/base Более подробно методики, разработанные автором этой книги для планирования ИТ на год и более, рассмотрены на www.info-strategy.ru/methods . Рекомендации по выбору методик планирования (улучшений) ИТ для конкретной компании рассмотрены в разделе «Выбор методик». |
Этап 4. Учет особенностей конкретной компанииПри планировании улучшений ИТ обязательно надо учесть и особенности конкретной компании, в первую очередь размер компании и отрасль, где она работает:
Конечно, для малых компаний сотня страниц с детальным планом развития ИТ вряд ли целесообразна. Также очевидно, что развитие ИТ в большом холдинге вряд ли и должно быть только в голове ИТ-руководителя или написано карандашиком на нескольких страничках бумаги;
Для конкретной компании надо быть конкурентоспособным именно в ее отрасли, а информационное обеспечение в разных отраслях очень сильно отличается друг от друга. Также важно учить ближайших конкурентов вашей компании, партнеров и вышестоящие организации;
Для каждой компании есть свои факторы, как объективные (например, лидирующие или отстающие позиции в бизнесе и в ИТ), так и субъективные факторы, особенно люди в руководстве компании. |
Этап 5. Планирование работ по улучшению ИТНа Рис. 7. приведены целесообразные этапы планирования работ по улучшению (хотя по факту, многие компании ничего не планируют, но и результаты потом вряд ли будут хорошими): Рис. 7. Этапы планирования работ по планированию улучшений ИТ Типовые варианты проектов по планированию улучшений ИТ на 1 год и более, рассмотрены на Рис. 8: Рис. 8. Типовые варианты проектов по улучшению ИТ Пример для средней компании Улучшать целесообразно большинство элементов ИТ, как минимум, все элементы управления ИТ, включая оргструктуру ИТ-службы и основные группы ИТ-процессов. На взгляд автора этой книги, крайне желательно рассматривать несколько альтернативных вариантов развития ИТ, например, выбор единой интегрированной информационной системы или множества разных информационных систем. Для средних компаний могут быть применимы большинство методик планирования ИТ, в том числе, разработка портфеля проектов по ИТ, улучшение управления ИТ и ИТ в целом, разработка требований бизнеса к ИТ, анализ информатизации бизнес-процессов и выявление приоритетов информатизации, анализ ИТ-процессов. Пример диагностики средней по размеру компании и планирования работ по улучшению ИТ, рассмотрен на Рис. 9:
Рис. 9. Пример планирования улучшений ИТ для средних компаний С точки зрения планирования работ по улучшению ИТ, на взгляд автора этой книги, целесообразен не один огромный проект по улучшению всего, а разработка плана проектов в рамках ИТ-стратегии или оптимизации ИТ. При этом стоит использовать и другие методики планирования ИТ, а также улучшить конкретные элементы ИТ. Работы по планированию лучше разбить на три этапа:
|
Предложения для ИТ-директоров российских компаний(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров) |