Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Компетенции сотрудников ИТ

На этой странице рассмотрены компетенции (навыки) сотрудников ИТ. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

 

Краткое описание элемента «Компетенции сотрудников ИТ»

Под компетенциями сотрудников ИТ понимают их знания, которые они могут применить на практике (а не только записаны в дипломе или одном из сертификатов по обучению). Интересно, что для навыков, требуемых от сотрудников ИТ, но относящихся не совсем к ИТ (к управлению проектами, услугами, работой с пользователями), неуклонно растет уже много лет (и, возможно, уже стала не меньше, чем доля требуемых навыков по ИТ).

Компетенции сотрудников ИТ

Для планирования улучшений компетенций сотрудников по ИТ на 1-3 года вперед целесообразно рассмотреть:

  • имеющиеся навыки сотрудников ИТ
  • требования к навыкам со стороны вашей компании, законодательства, вышестоящих организаций и партнеров
  • численность персонала ИТ (по каждой компетенции)
  • оргструктуру ИТ-службы

Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения компетенций сотрудников ИТ: скорее всего, улучшение компетенций сотрудников ИТ может позволить снизить риски ИТ (в т.ч. за счет планирования замены сотрудников друг другом).

Размеры компаний, которым целесообразно улучшать компетенции сотрудников ИТ: конечно, компетенции сотрудников ИТ надо улучшать для компаний всех размеров, но наибольший эффект может быть для крупных и средних компаний.

Кому лучше улучшать компетенции сотрудников ИТ: ИТ-директору, с участием руководителя отдела кадров вашей компании.

Разделы ИТ-стратегии, где рассматривается компетенции сотрудников ИТ: компетенции ИТ нечасто разрабатываются в рамках ИТ-стратегий (обе работы занимают много времени, в т.ч. календарного). Если компетенции сотрудников ИТ разрабатываются в ИТ-стратегии, то их место в разделе «Управление ИТ», где рассматриваются и другие элементы ИТ-службы (оргструктура ИТ, численность ИТ, ИТ-процессы и др).

Методики, предлагаемые для улучшения компетенций сотрудников ИТ:

  • «Компетенции сотрудников ИТ»
  • а также, частично, в методике «Функциональная модель ИТ».

Отрасли, для которых целесообразно улучшать компетенции сотрудников ИТ: конечно, улучшения компетенций сотрудников ИТ нужны во всех отраслях. Хотя точнее говорить об оптимизации компетенций сотрудников, потому что иногда лучше воспользоваться услугами менее квалифицированных, но более дешевых сотрудников, например, студентов. Некоторые компании специально пытаются не повышать квалификацию сотрудников, особенно ИТ, опасаясь, что они уйдут в другие компании.

Ресурсы, требуемые на разработку компетенций сотрудников ИТ: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 15-30 человеко-дней работ, а то и более.

Основные этапы улучшения компетенций сотрудников ИТ:

  1. Аудит имеющихся компетенций
  2. Планирование улучшений компетенций
  3. Улучшений компетенций

 

Подходы к улучшению компетенций сотрудников ИТ

Подходы к улучшению компетенций сотрудников ИТ разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
см. более подробно источники методик
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:

Статьи по этой теме:

 

Другая информация по компетенциям сотрудников ИТ и смежным темам:

 

Предложения для ИТ-директоров российских компаний

(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг