Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Автоматизация бизнес-процессов

На этой странице рассмотрена автоматизация бизнес-процессов. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

Краткое описание элемента «Автоматизация бизнес-процессов»

Автоматизация бизнес-процессов — это главное, что бизнес ждет от ИТ. Однако, для многих ИТ-менеджеров это самая сложная и непонятная часть их обязанностей.
Автоматизация (синоним — информатизация) бизнес-процессов подразумевает внедрение конкретных  информационных систем. Само внедрение и дорого и рискованно, а выбор информационных систем во многих предприятиях — это постепенный перебор имеющихся вариантов программ, очень долгой и рискованный.
Например, большинство российских банков из первых десяти самых крупных, уже попробовали 3 и более комплексных банковских систем (а внедрение каждой из них можно оценить в десятки человеко-лет работы и миллионов долларов).

Автоматизация бизнес-процессов

Для планирования приоритетов автоматизации бизнес-процессов на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:

  • приоритеты развития бизнеса и автоматизации бизнес-процессов
  • уже внедренные информационные системы и недостатки в них
  • каталог ИТ-сервисов SLA, их предполагаемые доработки.

Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения автоматизации бизнес-процессов: выгоды могут быть очень большими. Однако и риски (на этапах внедрения и эксплуатации — тоже велики, как и затраты (особенно на внедрение).

Размеры компаний, которым целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов: конечно, улучшать автоматизацию бизнес-процессов надо для компаний всех размеров, сейчас даже компании с одним сотрудником не могут работать без компьютеров.

Кому лучше улучшать автоматизацию бизнес-процессов: ИТ-директору вместе с ответственными за взаимодействие с пользователями, также с руководителями всех подразделений компании, пользователями ИТ, и, наверное, всеми сотрудниками ИТ. Если в ИТ-службе есть отдельный ответственный за все информационные системы (например, ответственный за информационную архитектуру), то координация улучшений автоматизации бизнес-процессов должна быть его ежедневной задачей (хотя важные решения должен принимать ИТ-директор).

Разделы ИТ-стратегии, где рассматривается автоматизация бизнес-процессов: «Информатизация бизнес-процессов». Стоит отметить, что в проектах по разработке ИТ-стратегий на разделы «Информатизация бизнес-процессов» и «Информационные системы» обычно уходит 30-40% всех затрат, т.е. анализ текущего состояния и планирование улучшения автоматизации бизнес-процессов для всей компании — очень трудоемкая и сложная работа.

Методики, предлагаемые для улучшения автоматизации бизнес-процессов:

  • «Информатизация бизнес-процессов» (ее название «Функциональная модель бизнеса»).

Отрасли, для которых целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов: безусловно, автоматизацию бизнес-процессов надо улучшать во всех отраслях. Раньше это не касалось сельского хозяйства и складов, но сейчас и современные и сельхозпредприятия и даже склады используют самые новые ИТ-технологии.

Ресурсы, требуемые на анализ автоматизации бизнес-процессов и разработку приоритетов их улучшений: дело это весьма трудоемкое, скорее 20-40 человеко-дней работ.

Основные этапы улучшения автоматизации бизнес-процессов:

  1. Анализ текущего уровня автоматизации всех основных групп бизнес-процессов компании
  2. Выявление приоритетов информатизации
  3. Планирование изменений в информационных системах
  4. Изменения информационных систем.

 

Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов

Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
см. более подробно источники методик
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:

Статьи по этой теме:

Другая информация по автоматизации бизнес-процессов и смежным темам:

Предложения для ИТ-директоров российских компаний

(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг