На этой странице рассмотрены 20 основных элемента ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.
Основные элементы ИТ можно для более понятного восприятия со стороны гендиректора поделить на несколько десятков элементов:
20 основных элементов ИТ
Для получения информации по конкретному элементу, нажмите на рисунок.
Элемент «Требования бизнеса к ИТ»Написанные и согласованные внутри компании требования к ИТ — это компромисс между тем, что хотели бы представители бизнеса (все, мгновенно, с нулевыми затратами и рисками) и реальными возможностями и ограничениями.
см. более подробно |
Элемент «Цели ИТ»Цели ИТ, как минимум, написанные и согласованные внутри компании, есть у меньшинства российских предприятий. А зря, цели ИТ – это явно обозначенные приоритеты развития ИТ в целом на несколько лет вперед. В целях ИТ обычно фиксируется, что важнее в этом году: надежная работа ИТ или ускорение автоматизации новых направлений бизнеса. Или сокращение затрат. Или поддержка роста бизнеса. Или еще что, специфичное именно для вашей компании.
Цели ИТ очень важны, это должны быть реальные приоритеты развития ИТ на ближайший год и более. см. более подробно |
Элемент «Численность ИТ»По численности сотрудников ИТ в большинстве компаний идут битвы между ИТ-директором и гендиректором (и финансовым и др. директорами).
см. более подробно |
Элемент «Оргструктура ИТ-службы»Оргструктурой ИТ-службы всегда кто-то недоволен, ИТ-директор хочет как-то ее улучшить, чтобы лучше контролировать сотрудников ИТ; сотрудники ИТ хотят снизить свою нагрузку и увеличить штат; бизнес-руководство всерьез задумывается о передаче ИТ на полный аутсорсинг.
см. более подробно |
Элемент «Аутсорсинг ИТ»В русском языке слово «аутсорсинг» обычно означает передачу другим компаниям каких-то работ, частично или полностью. В английском языке различается полная передача работ (autsourcing) и частичная передача (sourcing).
см. более подробно |
Элемент «ИТ-процессы»К ИТ-процессам относят все процессы, которые выполняют сотрудники ИТ-службы. В отличие от бизнес-процессов, которые обычно предполагаются достаточно разными для разных компаний, по ИТ-процессам есть ряд моделей, описывающих группы ИТ-процессов, типовые для всех компаний. К таким процессным методологиям относиться не только широко известный сейчас в России ITIL, но и COBIT, MOF, PRM IT.
см. более подробно |
Элемент «ИТ-сервисы»С точки зрения долгосрочного планирования ИТ на год и более, под ИТ-сервисами обычно понимают 10-30 основных информационных систем (или подсистем, если внедрена единая информационная система), автоматизирующих основные группы бизнес-процессов компании.
см. более подробно |
Элемент «План ИТ-проектов»Под планом ИТ-проектов, с точки зрения планирования ИТ на год и более, понимают календарный план выполнения проектов (на год и более), описания проектов (с их приоритетами, затратами ресурсов, связями с другими проектами).
см. более подробно |
Элемент «Бюджет ИТ»С точки зрения долгосрочного планирования ИТ на год и более, под бюджетом ИТ обычно понимают планируемые расходы на ИТ, с разбивкой по месяцам и направлениям ИТ (как минимум, по информационным системам, инфраструктуре ИТ, оплате персонала ИТ).
см. более подробно |
Элемент «Автоматизация бизнес-процессов»Автоматизация бизнес-процессов — это главное, что бизнес ждет от ИТ. Однако, для многих ИТ-менеджеров это самая сложная и непонятная часть их обязанностей.
см. более подробно |
Элемент «Информационные системы»Под информационными системами обычно понимают прикладное программное обеспечение (английский термин — «applications»).
см. более подробно |
Элемент «Инфраструктура ИТ»Под «инфраструктурой ИТ» обычно понимают все технические средства (сервера, ЦОДы, компьютеры у пользователей и т.д.), средства связи (глобальные и локальные сети, маршрутизаторы и т.п.), системное программное обеспечение (операционные системы, СУБД и т.д.).
см. более подробно |
Элемент «Непрерывность ИТ»Под непрерывностью работы ИТ обычно понимают работу всех элементов ИТ без видимых пользователям ИТ неработоспособностей и потерь информации.
см. более подробно |
Элемент «Информационная безопасность»Информационная безопасность (ИБ), конечно, относится к элементам ИТ, которые надо рассматривать при планировании развития ИТ в целом.
см. более подробно |
Элемент «Пользователи ИТ»Традиционно, пользователей ИТ не относят к элементам ИТ. Однако, с точки зрения планирования ИТ на год вперед и более, пользователей ИТ учитывать надо обязательно. Собственно, на пользователей ИТ все сотрудники ИТ-службы и работают.
см. более подробно |
Элемент «Компетенции сотрудников ИТ»Под компетенциями сотрудников ИТ понимают их знания, которые они могут применить на практике (а не только записаны в дипломе или одном из сертификатов по обучению). Интересно, что для навыков, требуемых от сотрудников ИТ, но относящихся не совсем к ИТ (к управлению проектами, услугами, работой с пользователями), неуклонно растет уже много лет (и, возможно, уже стала не меньше, чем доля требуемых навыков по ИТ).
см. более подробно |
Элемент «Сценарии развития ИТ»Под «сценариями развития ИТ» имеются в виду альтернативные варианты развития ИТ. К сожалению, сценарии развития ИТ весьма редко рассматриваются серьезно, чаще дело ограничивается обсуждениями без серьезной аргументации.
см. более подробно |
Элемент «KPI по ИТ»KPI по ИТ (Key Performance Indicators) — это ключевые показатели работы ИТ. Обычно под «KPI по ИТ» понимают оценку работы ИТ в целом, но есть и KPI как по отдельным направлениям работы ИТ (например, по службе поддержки ИТ), так и по поддержке ИТ (например, по специалистам по поддержке 1С).
см. более подробно |
Элемент «Управление ИТ»На этой странице рассмотрено управление ИТ. Управление ИТ скорее состоит из ряда элементов . |
Элемент «Прочее»На этой странице рассмотрены элементы ИТ, не попавшие в уже рассмотренные 19 элементов, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.
Например, иногда выделяют этапы жизненного цикла ИТ (они рассмотрены в предложенной на этом сайте «оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса»):
Также может быть целый ряд элементов ИТ, специфичных для конкретных отраслей:
см. более подробно |
Типовые услуги по обучению и консалтингу, предлагаемые для улучшения конкретных элементов ИТ
Элементы ИТ | |||||||
Требования бизнеса к ИТ |
+ — | √ | √ | + — | + — | √ | |
Цели ИТ | + — | √ | √ | + — | + — | √ | |
Числен- ность ИТ |
+ — | √ | √ | √ | √ | ||
Оргструк- тура ИТ- службы |
√ | √ | √ | + — | √ | ||
Аутсорсинг | + — | √ | √ | √ | |||
ИТ-процессы | + — | √ | √ | √ | √ | ||
ИТ-сервисы | + — | √ | √ | √ | √ | ||
План ИТ-проектов | + — | √ | √ | √ | + — | √ | |
Бюджет ИТ | + — | √ | +- | √ | √ | ||
Автомати- зация биз- нес-процес- сов |
+ — | √ | +- | +- | √ | ||
Инф. системы |
+ — | √ | + — | + — | √ | ||
Инфраст- руктура ИТ |
+ — | √ | √ | + — | √ | ||
Непрерыв- ность ИТ |
+ — | √ | + — | √ | |||
ИБ | + — | √ | + — | √ | |||
Пользова- тели ИТ |
+ — | √ | + — | √ | |||
Компетен- ции сотруд- ников ИТ |
+ — | + — | √ | √ | |||
Сценарии развития ИТ |
+ — | √ | + — | √ | |||
KPI по ИТ | + — | √ | √ | + — | √ | ||
Управление ИТ |
+ — | √ | √ | √ | + — | √ |
Обозначения: «√»: входит полностью; «+ -»: входит частично
Выбор основных элементов ИТ, целесообразных для улучшения в конкретной компании
Критерии выбора улучшаемых элементов:
- устраивают ли конкретные элементы и бизнес и ИТ
- важность этих элементов для бизнеса и ИТ
- сложность улучшения каждой из методик
- текущий уровень зрелости
- логическая последовательность улучшения
- и т.д.
см. более подробно в статье «Согласование ИТ и бизнеса: планирование улучшений для своей компании«. Краткая версия есть на портале ИТ-директоров России в дискуссии «ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?»
Другая информация по элементам ИТ и смежным темам:
Предложения для ИТ-директоров российских компаний(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров) |