Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Планирование улучшений ИТ

 

Вот примерная последовательность этапов планирования улучшений ИТ:

 

Далее этапы планирования улучшений ИТ рассмотрены на примере средней по размеру компании (примерно 500 пользователей ИТ).

 

Оценка желательных улучшений ИТ

Пример требований бизнеса к ИТ

Вот пример требований бизнеса к ИТ (скорее это часть требований, так как полный их перечень может быть существенно больше):

Требования к ИТ Желательные улучшения
По возмож-
ности
Желате-
льно
Обязате-
льно
1. Надо перейти от имеющихся слабосвязанных
информационных систем для небольших компаний
к интегрированным решениям среднего уровня
2. По ИТ-поддержке бизнеса надо быть лучше
ближайших конкурентов
3. Надо внедрить настройку производства и сервиса
под каждого конкретного заказчика
4. Надо рассмотреть сценарии развития ИТ и
определиться, какие новые ИТ-технологии надо
внедрять в ближайшие 1-3 года
5. Надо увеличить доходы бизнеса, за счет
единой CRM
6. Надо снизить риски ИТ за счет резервного ЦОДа
и каналов связи
7. Надо улучшить и далее поддерживать
квалификацию сотрудников ИТ

 

Пример желательных методик и улучшаемых элементов ИТ

Методики улучшения ИТ,
улучшаемые элементы ИТ
Желательные улучшения Что конкретно
Малые Средние Большие
ИТ-стратегия: Лучше бы 70-100 страниц для обоснования
развития ИТ на 1-2 года
«основа» на 15-20 слайдов
«средняя» на 50-150 страниц
«подробная» на 150-300 страниц
Методики улучшения ИТ:
Портфель проектов по ИТ
Оптимизация управления ИТ Оргструктура + ИТ-процессы
+ аутсорсинг
Оптимизация ИТ
Требования бизнеса к ИТ
Согласование ИТ и бизнеса Надо подключить ГД и его замов
KPI по ИТ ? ? по ИТ в целом
Функциональная модель бизнеса Надо определить приоритеты
информатизации бизнес-процессов
Функциональная модель ИТ Надо улучшить оргструктуру,
численность, навыки персонала
Компетенции сотрудников ИТ
Группы элементов ИТ:
Требования к ИТ, цели ИТ Все в письменном виде и
согласовано с ГД
Информатизация бизнес-процессов
Информационные системы Сделать единую информационную
систему?
Инфраструктура ИТ ? Резервный ЦОД?
Управление ИТ Оргструктура ИТ
План проектов по ИТ
Бюджет ИТ Надо обосновать затраты на ИТ!
KPI по ИТ ? Но KPI по бизнесу нет…
Сценарии развития ИТ + варианты затрат на ИТ

 

Оценка имеющихся ресурсов

Название ресурса

Доступно

Календарное время

2-3 месяца

Человеко-дней работ сотрудников своей компании:

  • ИТ-директора

5-10

  • руководителей направлений ИТ

по 2-4 на каждого

  • гендиректора

1-3

  • руководителей направлений бизнеса
по 1 дню на каждого

Выплаты другим компаниям, тыс. руб.

  • за обучение

до 100

  • за консалтинг

до 300-500

 

Разработка Технического задания

После оценки желательных улучшений ИТ и попытки их втиснуть в имеющиеся ресурсы, хорошо бы написать техническое задание (ТЗ) на выполнение работ. Если, конечно, не выяснилось, что ни времени, ни ресурсов на выполнение работ вовсе нет. 
Совсем уж однозначной формы ТЗ нет, но, как минимум, надо зафиксировать объемы работ, их качество, сроки выполнения работ.

Пример оглавления технического задания на разработку ИТ-стратегии:

1. Анализируемые элементы ИТ и глубина их проработки (2-3 страницы):

   1.1. Информационные системы

   1.2. Инфраструктура ИТ

   1.3. ИТ-служба

2. Масштаб проекта(1-2 страницы):

   2.1. Подразделения в центральном офисе

   2.2. Филиалы

   2.3. Другие компании

3. Целесообразные методики выполнения работ (1-3 страницы)
4. Время на выполнение проекта
5. Участие сотрудников Заказчика
6. Пересмотр ИТ-стратегии

Определение участников работ

Многие руководители ИТ-служб думают, что работы по улучшению управления ИТ, в том числе по разработке ИТ-стратегий, можно просто передать другим компаниям, которые, пусть и за большие деньги, но все отлично сделают. Опытные руководители знают, что поручить улучшение управления (например, ИТ-стратегию) другим компаниям можно, но вряд ли стратегия будет учитывать все особенности вашей компании (хотя отчет будет красочный).
Вариант с выполнением работ по улучшению ИТ своими силами весьма распространен, ведь жить-то с принятыми решениями по развитию ИТ придется именно вам. Однако, собственных ресурсов на развития нет практически ни в одной компании. Как и очень хорошего знания методик, как это сделать.
Пожалуй, лучшим вариантом улучшения управления ИТ является совместная работа и сотрудников своей компании (особенно руководителя ИТ и его заместителей) и консультантов, которые имеют успешный опыт выполнения подобных работ для компаний, похожих на вашу.

Надо иметь в виду фокус, который пытаются каждый раз совершить большие ИТ и консалтинговые компании: писать в коммерческих предложениях, что у них есть опыт выполнения подобных работ (например, IBM пишет, что в «Х странах мира выполнено Y аналогичных проектов»). Только вот в вашу компанию посылать этих специалистов изначально не планируется, да и не факт, что в этой компании они все еще работают. Также есть вопрос, были ли проекты успешными.

 

Детальное планирование работ по улучшению

Надо провести детальное планирование работ, которое, конечно, должно быть уникальным для каждой конкретной компании.
Однако, для ориентира можно использовать рассмотренные далее типовые варианты работ по улучшению ИТ в зависимости от размера компании (малые, средние, крупные).

 

Типовые варианты работ по улучшению ИТ

15-летний опыт автора этой книги в разработки ИТ-стратегии показывает, что уместная для конкретной компании ИТ-стратегия и конкретные шаги по ее разработке, конечно, индивидуальны для каждой конкретной компании. Однако, подходы к разработке ИТ-стратегии могут быть достаточно похожи для компаний похожего размера.

Далее рассмотрены типовые варианты диагностики компаний и рекомендации по ИТ-стратегиям в зависимости от размеров компании:

  • малые компании;
  • средние компании;
  • крупные компании.

Малые компании

Как уже рассматривалось в этой книге, для малых компаний уместно лишь 15-20 слайдов по ИТ-стратегии, использование совсем небольшого количества методик планирования ИТ (выбор проектов по ИТ, небольшие улучшения управления ИТ).

Типовые улучшаемые элементы ИТ, по факту, только ИТ-процессы, ИТ-сервисы, информационные системы. Конечно, надо рассматривать гораздо больше элементов ИТ, в том числе, оргструктуру ИТ-службы, варианты развития ИТ, KPI по ИТ, но обычно не времени, ни денег на это нет.

Поэтому, на мой взгляд, для малых компаний уместна разработка ИТ-стратегии на 15-20 слайдов параллельно с обучением по ИТ-стратегии. При этом хорошо бы сразу применить еще несколько методик планирования ИТ:

Пример планирования улучшений ИТ для малых компаний

Пример планирования улучшений ИТ для малых компаний

Средние компании

Собственно, форма «средней» ИТ-стратегии специально разработана для средних по размеру компаний (для 250-2500 пользователей ИТ), но также эту методику можно использовать для разработки ИТ-стратегии крупных компаний.

Для средних компаний могут быть применимы большинство методик планирования ИТ, в том числе, разработка портфеля проектов по ИТ, улучшение управления ИТ и ИТ в целом, анализ требований бизнеса к ИТ, анализ информатизации бизнес-процессов и выявление приоритетов информатизации.

Улучшать целесообразно большинство элементов ИТ, как минимум, все элементы управления ИТ, включая оргструктуру ИТ-службы, подробное планирование, развитие основных групп ИТ-процессов.

На взгляд автора этой книги, крайне желательно рассматривать несколько альтернативных вариантов развития ИТ, например, выбор единой интегрированной информационной системы или множества разных информационных систем.

Пример планирования улучшений ИТ для средних компаний

Пример планирования улучшений ИТ для средних компаний

С точки зрения планирования работ по улучшению ИТ, на взгляд автора этой книги, целесообразен не один огромный проект по улучшению всего, а разработка ИТ-стратегии страниц на сто. В рамках этой ИТ-стратегии стоит использовать и другие методики планирования ИТ, а также улучшить конкретные элементы ИТ). А саму ИТ-стратегию лучше разбить на три этапа:

  • Разработка основы ИТ-стратегии, где будут определены основные направления развития ИТ на несколько лет вперед;
  • Параллельно (хотя лучше, конечно, раньше) целесообразно провести аудит ИТ;
  • После аудита ИТ, разработки и согласования основных направлений ИТ (в том числе выбора конкретного варианта развития ИТ) целесообразно подготовить ИТ-стратегию страниц на сто, где задокументировать принятые решения (страниц на 30-50) и проработать конкретные проекты по развитию ИТ на несколько лет вперед (по 1-2 страницы на проект, и того это уже 30-50 страниц).

Крупные компании

Для крупных компаний целесообразны подробные ИТ-стратегии на 150-300 страниц, как и впрочем средние стратегии на 100-150 страниц (если ИТ-стратегий не было вообще или то, что было, совсем не устраивает).

Конечно, для крупных компаний целесообразно использовать сразу несколько методик планирования ИТ, как минимум, все, рассмотренные в этой книге, подбирая их для каждой конкретной компании. Также для каждой конкретной компании надо выбирать и улучшаемые элементы ИТ, формат конкретных шагов по разработке ИТ-стратегии:

Пример планирования улучшений ИТ для крупных компанийПример планирования улучшений ИТ для крупных компаний

Однако, на взгляд автора этой книги, достаточно типовые подходы к разработке ИТ-стратегии больших компаний (когда целая команда консультантов разрабатывает целую гору отчетов, вываливая ее потом на заказчика), не является оптимальным подходом к определению основных направлений и развитию ИТ на несколько лет вперед.

Я полагаю, что лучшие результаты дает другая схема, которая часто используется при разработке стратегии бизнеса, когда внешние консультанты вместе с ИТ-менеджерами и представителями бизнес-руководства проводят десяток совместных обсуждений, в рамках каждого из обсуждений рассматриваются различные варианты развития конкретных элементов ИТ. После чего консультанты неделю-другую подробно анализируют эти варианты, докладывая результаты работы на следующем совещании. То есть, ИТ-стратегия рассматривается на 10-15 совместных обсуждениях по полдня. На взгляд автора этой книги, крайне желательно до таких обсуждений провести недельное обучение всех ИТ-менеджеров заказчика, что такое ИТ-стратегия, как ее разрабатывать и поддерживать.

Пример планирования улучшений ИТ

В результате диагностики средней по размеру компании были выявлены следующие целесообразные улучшения ИТ:

  • обязательно надо разработать четкий план развития ИТ на 1 год (лучше на 2-3 года), проанализировав потребности бизнеса и потенциальные возможности ИТ;
  • надо определить приоритеты информатизации всех основных групп бизнес-процессов компании и запланировать изменения в имеющихся информационных системах и внедрение новых, на 3 года вперед;
  • надо улучшить контроль и планирование работ по ИТ (в т.ч. улучшить оргструктуру и ИТ-процессы), что должно уменьшить время неработоспособности ИТ;
  • желательно оформить планы управления ИТ в виде ИТ-стратегии, понятной бизнес-руководству компании и партнерским организациям.

Вот пример планирования улучшений ИТ:
Пример планирования улучшений ИТ

 



 

 

Предложения для ИТ-директоров российских компаний

(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)

Помощь в выборе варианта разработки ИТ-стратегии

Для записи на консультацию по выбору варианта разработки ИТ-стратегии, улучшаемых элементов ИТ, используемых методик улучшения ИТ напишите по адресу info@info-strategy.ru
Возможна помощь в подготовке Технического Задания на разработку ИТ-стратегии.




Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг