Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Цифровая трансформация бизнеса: есть разные точки зрения, что это такое

В недавней моей дискуссии «Цифровая трансформация бизнеса: где место ИТ-директора?» (globalcio.ru/discussion/1899) рассматривались типовые варианты ответственности за цифровую трансформацию бизнеса. Не факт, что ответственным будет ИТ-директор, есть еще ряд вариантов со своими достоинствами и недостатками. Анализ комментариев к этой дискуссии показал, что даже среди ИТ-директоров нет единой точки зрения что такое «цифровая трансформация бизнеса».

Автор этой дискуссии еще в далеком 2001 году стажировался в рамках программы “Go Digital” для компаний стран ЕС, а после этого участвовал примерно в сотне проектов по планированию развития ИТ для российских компаний. Весь этот опыт говорит, что сложно провести точную разницу между «ИТ-стратегией», «планами развития ИТ на 1-3 года» и «планами цифровой трансформации бизнеса».

Далее рассмотрены типовые точки зрения российских гендиректоров, ИТ-директоров, продавцов ИТ-компаний, что такое «Цифровая трансформация бизнеса». Общепринятых определений, что это такое нет. Есть разные точки зрения на это, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос, ответы могут вообще не пересекаться между собой (см. Рис. 1):

Цифровая трансформация бизнеса: что это такое?
Источник: Александр Михайлов, сайт www.info-strategy.ru
image_max_class

Рис. 1. Точки зрения, что такое «цифровая трансформация бизнеса», сильно зависят от того, кто отвечает на этот вопрос

Этот текст написан с учетом:

  • международных и российских исследований по «цифровой трансформации бизнеса». Однако, «международные исследования», как правило, проводятся в США и далеки от реалий России. Мой опыт работы в Gartner, IBM, компаниях ЕС, показывает, что где то российские компании запаздывают от американских трендов на несколько лет, а где то вообще идут другим путем.
    Немногочисленные российские исследования по «цифровой трансформации бизнеса» рассматривают ее отдельные аспекты, например, что думают гендиректора по «принципам построения цифровой культуры компании»;
  • моей дискуссии «Эффективное планирование улучшений ИТ» (https://www.globalcio.ru/workshops/2331/), где приведены оценки выгод, затрат и рисков на проекты по цифровой трансформации бизнеса, ИТ-стратегиям, улучшению отдельных элементов ИТ.
    Вывод по результатам дискуссии простой: и ожидаемые выгоды, и затраты, и риски проектов по цифровой трансформации бизнеса весьма высоки;
  • опыта обучения и консалтинга по планированию развития ИТ, которые автор этой дискуссии уже много лет проводит для ИТ-менеджеров и директоров компаний. Как правило, обучение проводится в рамках программы MBA, там собираются весьма передовые ИТ-директора и гендиректора.
    Опыт российских ИТ-директоров, в том числе два десятка интервью с ними, уже собраны и опубликованы в моей книге «ИТ-стратегия: лучший международный и российский опыт» и ряде статей.

Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят гендиректора российских компаний

Я много лет провожу обучение гендиректоров российских компаний, что их компании могут получить от ИТ и как это правильно запланировать. Мои опросы нескольких десятков гендиректоров показали, что они хотят от ИТ в целом и от «цифровой трансформации бизнеса» в частности: существенного увеличения выгод, которые информационные технологии могут дать бизнесу, этакой «волшебной кнопки». При этом надеются, что можно достичь этого быстро, с минимальными затратами и рисками, надо лишь прессовать сотрудников ИТ, начиная с ИТ-директора.

Конкретные ИТ-технологии, которые гендиректора российских компаний, обычно ассоциируют с «цифровой трансформацией бизнеса»:

  1. Продажи через Интернет
  2. Омниканальность (работа с заказчиками через разные каналы)
  3. Мобильный доступ к корпоративным информационным системам
  4. Настройка производства под конкретные заказы
  5. Анализ и прогноз поведения заказчиков
  6. Цифровое проектирование и моделирование
  7. Социальные сети: продажи и работа с претензиями
  8. Автоматизация управления логистикой
  9. 3D-печать
  10. Блокчейн

Рис. 2. Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят гендиректора российских компаний

Гендиректора российских компаний под «цифровой трансформацией бизнеса» понимают как использование в своей компании уже известных и достаточно отработанных ИТ-технологий, таких как:

  • Продажи через Интернет;
  • Омниканальность (работа с заказчиками через разные каналы);
  • Мобильный доступ к корпоративным информационным системам,

а также как попытку внедрить на своем предприятии достаточно новые и сложные технологии, в том числе:

  • Настройка производства под конкретные заказы;
  • Анализ и прогноз поведения заказчиков;
  • Цифровое проектирование и моделирование.

Гендиректоров интересует и целый ряд и новых ИТ-технологий, которые не факт, что приведут конкретное предприятие к успеху, но про эти технологии много говорят:

  • Блокчейн;
  • Криптовалюты;
  • Интернет вещей;
  • Искусственный интеллект.

К сожалению, российские гендиректора обычно не понимают, что эффект от внедрения новых ИТ-технологий может быть скорее через 2-3 года, те есть год-два надо просто вкладывать, а потом посмотреть получится что то или нет.

Точка зрения ИТ-директоров

ИТ-руководители в рамках «цифровой трансформации бизнеса» хотят продолжать внедрение новых технических средств и системного программного обеспечения. Некоторые ИТ-директора считают, что «цифровая трансформация бизнеса» — это задача бизнес-менеджеров, да и вообще это реинжиниринг бизнес-процессов на базе ИТ-технологий, особенно новых.

На базе опроса полусотни ИТ-менеджеров, которые обучались у меня за последний год, вот что они считают под «цифровой трансформацией бизнеса»:

Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят руководители ИТ-служб российских компаний:

  1. «Облачные вычисления»
  2. Виртуальная инфраструктура ИТ
  3. Мобильный доступ
  4. Удаленные рабочие места
  5. SaaS, PaaS, IaaS
  6. Анализ больших данных
  7. Омниканальность
  8. Реинжиниринг бизнес-процессов
  9. Автоматизация службы поддержки клиентов компании
  10. Интернет вещей

Рис. 3. Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят ИТ-директора российских компаний

ИТ-руководители считают под «цифровой трансформацией» решения, более понятные ИТ-руководителю, это виртуальная инфраструктура, виртуальные ЦОДы, виртуальные каналы связи, middleware, удаленные рабочие места. И то и другое и понятно, и интересно людям с техническим образованием.

ИТ-руководители часто понимают под «цифровой трансформацией бизнеса» реинжиниринг бизнес-процессов. Ряд книг по этой теме был и 20 и 30 лет назад и мог не предполагать использование компьютеров. Хотя сейчас изменения бизнес-процессов почти всегда опираются на ИТ.

Современные информационные технологии позволяют существенно оптимизировать бизнес-процессы, например, уменьшить число арендуемых для офисов помещений (как сделал Тинькофф-банк) или вообще отказаться от офисов (как множество Интернет-магазинов).

Точка зрения продавцов ИТ-компаний

Продавцы хотят выгодно продать что то прямо сейчас, максимум через полгода. И дорого!

Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят продавцы ИТ-компаний в России:

  1. «Облачные вычисления»
  2. Внедрение продуктов SAP
  3. Внедрение продуктов IBM
  4. Внедрение продуктов Oracle
  5. Анализ больших данных
  6. ЦОД
  7. Виртуальная инфраструктура ИТ
  8. Интернет вещей
  9. Искусственный интеллект
  10. Shares Service Center

Рис. 4. Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят продавцы ИТ-компаний

Однако, надо иметь в виду, что новые компьютерные технологии часто оказываются старыми разработками, но под новой рекламной оболочкой.

К сожалению, продавцы ИТ-компаний, как российских, так и международных, пытаются убедить директоров, что именно их техника и/или программное обеспечение являются «волшебной кнопкой», включение которой сразу решит проблемы вашей компании.

То есть, продавцы убеждают, что если вы прямо сейчас купите их программу, то базовая конфигурация сама заработает. Затем приходят консультанты (этой же компании) и говорят, что нужно несколько месяцев, чтобы это настроить. Знают ли об этом продавцы? Конечно знают, но если они будут говорить, что на полное внедрение нужно 1-2 года (а окупиться новые ИТ-технологии могут через 3-5 лет), продавцы вообще ничего не продадут.

Типовые проблемы, возникающие при цифровой трансформации бизнеса в российских компаниях

  1. Нереально выполнить требования многих российских гендиректоров, например «внедрить информационные системы X, Y, Z: быстро, качественно, бесплатно, с нулевыми рисками, а также не меняя бизнес-процессов и не задействуя сотрудников бизнес-подразделений»;
  2. Бизнес-руководство не понимает, что еще до «цифровой трансформации бизнеса» надо подготовить ее фундамент: централизованную инфраструктуру и информационные системы, единые классификаторы информации и т.д.;
  3. ИТ-директора часто имеют только техническое образование и недостаточно понимают бизнес-процессы компании, особенно уместные для конкретной компании варианты их улучшений;
  4. Продавцы ИТ-компаний просто хотят что-то продать, не заботясь о результатах внедрения.

Конечно, для каждой конкретной компании можно идентифицировать еще 99 причин, почему слабо идет цифровая трансформация их бизнеса. Важно учитывать и то, что нет единого понимания, что такое «цифровая трансформация». Да и не все компании готовы идти в этом направлении, понимая, что «цифровая трансформация» скорее всего, приведет к массовому сокращению персонала.

 

Другие разделы по теме «Цифровая трансформация бизнеса»

 

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг