Далее рассмотрено несколько типовых примеров планирования проектов по ИТ для российских компаний. Эти примеры я разработал после многолетних попыток обучить генеральных директоров тому, что же можно получить от ИТ, и как генеральному директору формировать требования бизнеса к ИТ и контролировать работу ИТ.
То есть приведенные ниже примеры — не мои придумки, а реальность российских предприятий. И есть опасение, что ситуация немного приукрашена.
Первая попытка: все и сразу
Вот такой план появился в голове генерального директора где-то на новый год:
надо с начала января загрузить сотрудников ИТ работой, чтобы хоть что-то полезное от них было. Для этого надо сразу начать два проекта, выгодных для бизнеса (а не для ИТ, как это было все последнее время): расширить функциональность уже работающей ERP и внедрить CRM (у конкурентов CRM уже есть);
слушать сотрудников ИТ не стоит, а то опять какими-то внутренними работами займутся, вроде все бегают, а выгод для бизнеса нет, одни затраты. А если затраты на ИТ сократить на 10%, то можно наконец-то новую машину купить;
CRM позволит продавать хотя бы на 20-30 процентов больше, а заодно и всех продавцов контролировать (об этом подробно рассказал разработчик CRM). А то продавцы расслабились, а времена непростые.
С учетом вот таких задумок генеральный директор объявил следующий план проектов по ИТ — что-то вроде «блицкрига экспромтом» (см. рисунок):
рис. 1 Пример плана проектов по ИТ: вариант 1, план
Однако на деле попытка гендиректора получить от ИТ все и сразу не удалась, блицкриг провалился. Внедрение CRM и расширение ERP все-таки удалось реализовать, хотя и раза в четыре медленнее, и в два раза дороже (см. рисунок 2):
рис. 2 Пример плана проектов по ИТ: вариант 1, факт
Далее во врезке перечислены только основные ошибки, да и то, скорее, только первые десять из них, совершенные при планировании этих работ. Видно, что отсутствие планирования серьезных проектов приведет к увеличению времени и ресурсов в два-три раза, а то и более.
Основные ошибки при планировании проектов(номера соответствуют выделенным на Рис. 2 областям)
Разработчик подозревал, что подобные запросы могут возникнуть. Удалось ограничиться лишь повышением стоимости работ по внедрению. Но еще одно требование об обеспечении работоспособности CRM в вечернее и ночное время имеющимися ресурсами выполнить не удалось. Это требовало увеличения в 2 раза персонала, поддерживающего как CRM, так и технические средства;
|
Далее рассмотрено еще несколько вариантов планов, разработанных с учетом опыта, полученного при выполнении рассмотренного выше варианта 1.
Вторая попытка: немного попланировали связи между проектами и имеющиеся ресурсы
В варианте 2 предполагается, что опыт выполнения варианта 1 не прошел даром. Допустим, предыдущая попытка планирования (точнее его отсутствия) проектов по ИТ была проведена в соседней компании, и ее неутешительные результаты известны и бизнес-руководству и ИТ-менеджерам вашей компании. Хотя в реальности, чужой неудачный опыт никого не учит, да и свой учит не всегда.
Вот что поменялось: а) решили планировать проекты не с самого начала года, а ближе к концу января; б) запланировали все проекты не на 3, а на 6 месяцев; в) сразу запланировали проект по разработке SLA (включив туда и расчеты роста вычислительных мощностей); г) руководителю ИТ-службы удалось уговорить гендиректора не арендовать стойки в чужом ЦОДе, а создать свой собственный ЦОД, соответствующий требованиям Tier З. |
Генеральному директору большие затраты на свой ЦОД не понравились, но проблемы с явным недостатком вычислительных мощностей в варианте 1 были свежи в памяти. Кроме того, генеральный директор считал, что свой ЦОД — это «круто». Опыта по созданию своего ЦОДа ни у кого не было, поэтому на этот проект запланировали 2,5 месяца, с учетом того, что помещение для ЦОДа уже было.
Планируемая последовательность второй попытки выполнения проектов по ИТ рассмотрена на рисунке 3, а пример того, что получилось на самом деле – на рисунке 4.
Рис.3. Пример плана проектов по ИТ: вариант 2, план
Рис 4. Пример плана проектов по ИТ: вариант 2, факт
Во врезке ниже перечислены основные ошибки, допущенные во время второй попытки планирования.
Результаты второй попытки планирования:
|
Третья попытка: спланировали получше, учли требуемые ресурсы
Третий вариант плана проектов разрабатывали с учетом неуспешного опыта планирования вариантов 1 и 2. Соответственно, ошибки предыдущих вариантов постарались учесть, что однако не избавило от новых проблем.
Вот основные изменения: а) Решили вначале разработать требования к поддержке CRM и ERP, запланировав их разработку в проекте по SLA, который поставили самым первым; б) Свой ЦОД решили не делать, а ограничиться арендой нескольких стоек в ЦОДе знакомой ИТ-компании; в) На все проекты запланировали 9 месяцев (а не 3 или 6, как было в вариантах 1 и2). |
Планируемая последовательность третьей попытки выполнения проектов по ИТ рассмотрена на рисунке 5, а пример того, что получилось на самом деле – на рисунке 6.
Рис.5. Пример плана проектов по ИТ: вариант 3, план
Результаты третьей попытки планирования:
|
Рис.6. Пример плана проектов по ИТ: вариант 3, факт
Четвертая попытка: учли связи между проектами, требуемые ресурсы, резервы времени
Четвертый вариант плана проектов был разработан с учетом первых трех неуспешных вариантов.
Вот основные изменения: а) Почти для всех проектов добавлены резервы времени, из расчета 30% на каждый проект. На аренду ЦОД и перенос в него серверов решили выделить еще больше резервов времени, учитывая, что в этом проекте должно участвовать несколько внешних организаций (как владелец ЦОДа, так и компания, которая будет прокладывать выделенные линии связи к ЦОДу); б) До выполнения всех проектов решили разработать ИТ-стратегию, в которой уточнить требования к ERP и CRM и приоритеты автоматизации всех бизнес-процессов компании. Также в ИТ-стратегии предполагалось доработать и сам план проектов. |
Планируемая последовательность четвертой попытки выполнения проектов по ИТ рассмотрена на рисунке 7, а пример того, что получилось на самом деле – на рисунке 8.
Рис.7. Пример плана проектов по ИТ: вариант 4, план
Рис.8. Пример плана проектов по ИТ: вариант 4, факт
Результаты четвертой попытки планирования:
|
Вариант Х: если бы вначале оценили приоритеты проектов
Выше мы рассмотрели аж четыре итерации планирования проектов, предположив, что и проекты планируются одни и те же, и учитывается опыт предыдущих потуг с планированием. В реалиях современного бизнеса вряд ли можно рассчитывать, что три-четыре раза можно будет потренироваться. Уже после провала одного, ну или двух вариантов, отвечать за ИТ будет другой человек.
Даже если планировал проекты не руководитель ИТ-службы, а генеральный директор, вряд ли это будет существенным оправданием для руководителя ИТ-службы. Генеральный директор потом заявит, что ИТ-руководитель на то и поставлен, чтобы «руководить ИТ», и надо было квалифицированно объяснить, что надо было подправить в плане проектов.
В теме «Этапы работы с проектами по ИТ при разработке стратегий» рассмотрена методика определения приоритетов, которую я разработал для планирования проектов. В результате несложных действий можно для каждого из потенциальных проектов по ИТ оценить его приоритет. Для более легкого восприятия проекты, выглядящие хорошо, можно выделить зеленым цветом. Плохие проекты – красным цветом. Ну и средненькие проекты – желтым цветом. Пример оценки приоритетов для уже рассмотренных проектов приведен на рисунке 9:
Рис.9. Пример плана проектов по ИТ: вариант Х (если заранее оценить приоритеты проектов)
На рисунке 9 также учтены и взаимосвязи между проектами.
Сравнение примеров вариантов планирования
Вот сравнение рассмотренных вариантов планирования проектов (см. таблицу 1):
- в варианте 1 учли только ожидаемые выгоды от проектов;
- в варианте 2 учли также и зависимости между проектами;
- в варианте 3 учли также и затраты на проекты;
- в варианте 4 учли также и резервы времени на выполнение проектов;
- в варианте Х учли также и приоритеты проектов (как их определять, рассмотрено здесь).
Табл. 1 Сравнение рассмотренных примеров планирования проектов по ИТ
Вари-анты |
Что учтено: |
Время выпол-нения проектов, месяцев, план/факт |
Затраты времени на планиро-вание проектов, человеко-дней |
|||||
Выгоды для бизнеса |
Связи между проек-тами |
Требуе-мые ресурсы |
Резервы времени |
Риски проек-тов |
Приори-теты проектов |
|||
1 |
√ |
— |
— |
— |
— |
— |
2,5 / 13 |
0 |
2 |
√ | √ |
~ |
— |
— |
— |
6 / 12 |
1 |
3 |
√ | √ | √ |
— |
~ |
— |
9 / 10,5 |
2 |
4 |
√ | √ | √ | √ | √ |
— |
9-10 / 9 |
3 |
Х |
√ | √ | √ | √ | √ | √ |
8 / 9 |
4 |
Обозначения: «√»: да; «~»: частично; «-»: нет.
Из сравнения вариантов планирования проектов (таблица) видно, что совсем небольшие затраты на планирование проектов (всего несколько дней) могут позволить в разы более точно планировать проекты. Если в варианте совсем без планирования (вариант 1) реальное время выполнения составило 13 месяцев (а мечтали о сроке в 2,5 месяца), то в вариантах 4 и Х реальное время сократилось до 9-9,5 месяцев и почти совпало с плановым.
Эффект от планирования в десятки раз может превосходит затраты.