ИТ-стратегия нужна, если:
|
Когда ИТ-стратегия не нужна:
|
Рекомендации российских ИТ-директоров: параметры оптимальной ИТ-стратегии в зависимости от размера компании
Размер ИТ-стратегии, выгоды от нее и оптимальные затраты на ее разработку и поддержку, зависят как от размера компании, так и масштаба и сложности ИТ. Проведенное А.Михайловым в 2015 году совместно с Российским Союзом ИТ-директоров исследование, включающее интервьюирование ИТ-директоров, которые имеют опыт разработки ИТ-стратегии (компании «КАМАЗ», «ММК», «Сибур», «Славнефть», «Сколково» и ряд средних по размеру компаний), позволило выявить параметры оптимальной ИТ-стратегии в зависимости от размера компании (см. www.globalcio.ru/discussion/1802 и www.globalcio.ru/discussion/1803 ):
Параметры ИТ-стратегии |
Размер компаний, число пользователей ИТ |
|||
до 250 | 250-1000 | 1-10 тысяч | более 10 тысяч | |
Нужна ли ИТ-стратегия | желательна | желательна | очень желательна | обязательна |
Оптимальный размер ИТ-стратегии | 15-30 страниц или слайдов | 30-70 страниц и 15-20 слайдов | 70-150 страниц и 15-20 слайдов | 150-300 страниц и 30-70 слайдов |
Выгоды от ИТ-стратегии, % (если без ИТ-стратегии, то ИТ дает 100%) | 10-20% | 10-20% | 10-20% | 10-20% |
Выгоды от ИТ-стратегии больше затрат на ее разработку в (раз) | 2-3 | 2-5 | 3-7 | 5-10 |
Затраты на разработку ИТ-стратегии, человеко-дней (или % от затрат на ИТ за год) | 15-30
(1-5%) |
30-70
(1-3%) |
70-150
(0,5-2%) |
100-300
(0,5%) |
Пересмотр стратегии, раз в | 6 месяцев | 6 месяцев | 6-12 месяцев | 12 месяцев |
Кому лучше разрабатывать (и поддерживать) ИТ-стратегию | ИТ-директору | ИТ-директору совместно с сотрудниками ИТ и консультантами | ||
Затраты на поддержку ИТ-стратегии в течении года |
50-100% от затрат на разработку |
Стоит учесть, что в таблице приведены лишь рекомендуемые размеры ИТ-стратегии. Если опыта разработки ИТ-стратегий у Вас нет, то начинать разработку документа сразу на сотню страниц вряд ли нецелесообразно, с первого раза может хорошо и не получиться.
«ИТ-стратегию на 15 страниц мы уже делали и уже реализовали. Так что теперь 30-50 страниц».
Нодов Л.В., Начальник отдела ИТ, ООО «УК»Татнефть-Нефтехим» |
Важно не точное число страниц в ИТ-стратегии, а сколько времени (человеко-дней) целесообразно потратить на работы по ее разработке. Хотя число страниц легко измерить и оценить и обсудить. Затраты времени тоже должны быть и к месту и ко времени, а также быть выполнены специалистами.
Более глубокий анализ, показал, что на целесообразную глубину проработки ИТ-стратегии влияет отрасль, где работает компания. Отрасль определяет, насколько предприятие зависит от ИТ, например, современные банки без работы ИТ работать не могут вообще.
Также очень важен масштаб и сложность используемых в компаниях информационных систем, инфраструктуры ИТ, ИТ-службы. Для больших компаний уровня «Магнитогорский Металлургический комбинат», «Сургутнефтегаз», «Газпромгазараспределение», которым в разное время я помогал улучшить подстройку ИТ под требования бизнеса, очень велик и масштаб использования ИТ и уровень сложность решений по ИТ которые надо поддерживать и развивать внутри этих компаний.
Малым компаниям с одной комплексной информационной системой и без своей инфраструктуры ИТ, конечно, легче принимать решения по развитию ИТ.
Проведенные с несколькими десятками российскими ИТ-директорами интервью, а также опыт помощи в разработке ИТ-стратегий ИТ-менеджерам нескольких сотен компаний (большинство – параллельно или после проводимого мной обучения по ИТ-стратегии) позволяет предложить следующую диаграмму по рекомендуемым вариантам глубины проработки ИТ-стратегии в зависимости от размера компании (см. Рис. 1 и Табл. 3):
Рис. 1. Рекомендации российских ИТ-директоров, уже имеющих опыт разработки и выполнения ИТ-стратегий, по оптимальным размерам ИТ-стратегий в зависимости от размеров компаний
Вот оценки российских ИТ-директоров, целесообразного времени на разработку ИТ-стратегии, в зависимости от размеров компаний и их зависимостью от ИТ (см. Табл. 3):
Табл. 3. Рекомендации российских ИТ-директоров, имеющих опыт разработки ИТ-стратегий, по целесообразным затратам времени на разработку ИТ-стратегии в зависимости от размеров компаний:
Масштаб и сложность ИТ для компаний |
Размеры компаний (число пользователей) |
|||
до 250 | 250-1000 | 1-10 тысяч | более 10 тысяч | |
Высокие | 20-30 | 50-70 | 100-150 | 150-250 |
Средние | 15-20 | 30-50 | 70-100 | 100-150 |
Низкие | 0-15 | 15-20 | 30-50 | 60-80 |
В Табл. 3 учтен как опыт российских ИТ-директоров так и точки зрения десятков гендиректоров компаний, а также и мой опыт консалтинга по разработке ИТ-стратегий.
Кроме времени на разработку ИТ-стратегии, надо учитывать и время на ее обновление, хотя многие думают, что это время равно нулю. Российские ИТ-директора оценивают затраты на поддержку ИТ-стратегии в актуальном состоянии, в 50-100% от затрат на первоначальную разработку.
Если ИТ-стратегия нужна вашей компании, то можно предложить несколько советов по тому, как лучше ее разработать (первоначально эти советы были опубликованы на портале для бизнес-менеджеров e-xecutive.ru в феврале 2015 г, в моей статье: «Нужна ли ИТ-стратегия вашей компании»):
- Для небольших компаний хорошо бы написать пару страничек с кратким планом проектов по ИТ. Если в вашей компании есть специалисты по ИТ, то они могли бы написать страниц 15 (а скорее слайдов). Это, конечно, не лучшая ИТ-стратегия, но она поможет действовать более осознанно и окажет позитивное воздействие на бизнес.
Но чтобы поднять шансы на разработку чего-то вменяемого с 10 до 80%, лучше пройти обучение по ИТ-стратегии. Для помощи в самостоятельной разработке ИТ-стратегии могу предложить скачать мою книгу «ИТ-стратегия: что это такое, варианты разработки, основные разделы»; - Компаниям среднего размера (примерно от 250 до 10 тысяч пользователей) лучше разработать «среднюю» ИТ-стратегию (страниц на 70) совместно с консультантами. Но если денег на консультантов нет, то можно попробовать самостоятельно разработать «простую» ИТ-стратегию. Повысить качество разработки можно с помощью обучения, в т.ч. удаленного;
- Классическая рекомендация предприятиям из числа самых больших: нанять известную компанию, которая разработает подробную ИТ-стратегию объемом в 300 страниц. Раньше сам факт проекта с международной консалтинговой компанией мог повысить капитализацию компании, хотя с 2014 года это скорее риск потери репутации.
Дополнительная проблема в том, что в условиях кризиса долго заниматься разработкой подробной ИТ-стратегии не целесообразно. Лучше ограничиться средней ИТ-стратегией и разработать ее совместно с консультантами; - Не забудьте, что ИТ-стратегию надо периодически актуализировать, как минимум ежегодно. План проектов по ИТ нужно корректировать раз в квартал или чаще. Поэтому стоит выбирать для разработки вариант ИТ-стратегии, которую вы далее сможете обновлять.
Уточнения для кризисных летВот уточнения для таких вот непростых для множества компаний временах:
Более подробно про ИТ-стратегии во время кризиса сказано в статье А. Михайлова «Сокращение затрат на ИТ vs бизнес». |
Другая информация по ИТ-стратегиям:
Рекомендации для компаний разных размеров
|