с 1 октября начинается обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии).
Стратегические сессии и корпоративное обучение.

Методика «Пирамида Михайлова»

 

Эту методику я разработал для создания ИТ-стратегий средних и средне-крупных компаний, ее можно считать упрощенным подходом к стратегическому планированию ИТ. Упор я старался делать не на сложных моделях, а на понятной визуализации, в первую очередь – на причинно-следственных связях между элементами ИТ.

Структура ИТ-стратегии

В рамках этой методологии отражена структура ИТ-стратегии (и, косвенно, порядок ее разработки). На мой взгляд, итоговый вид ИТ-стратегии можно представить в виде пирамиды: Цели -> Требуемое состояние ИТ -> Проекты по ИТ:
Методика "Пирамида Михайлова" для разработки средних по размеру ИТ-стратегийПредставление ИТ-стратегии в виде пирамиды назвали «Пирамидой Михайлова» мои слушатели в бизнес-школе МИРБИС, чтобы отличать этот подход к разработке ИТ-стратегий. А потом и консультанты по ИТ стали так называть этот подход к разработке ИТ-стратегий.

Вот основные элементы ИТ-стратегии, в соответствии с предлагаемой методикой:

1. Цели ИТ

На самом верхнем уровне находятся видение, миссия и цели ИТ, которые разрабатываются в первую очередь. Они зависят от целей бизнеса и определяют приоритеты ИТ на ближайшие несколько лет.

2. Требуемое состояние ИТ

На втором уровне пирамиды находится требуемое через несколько лет состояние основных областей ИТ: информационных систем, инфраструктуры ИТ, управления ИТ, которые разрабатываются на основе целей ИТ, а также текущего состояния ИТ.

Требуемое состояние областей ИТ, в свою очередь, определяет ИТ-проекты на несколько лет вперед, необходимые для перехода к этому состоянию.

3. План проектов по ИТ

На третьем уровне пирамиды находится план проектов по ИТ, который разрабатывается на основе целей ИТ и требуемого состояния ИТ. План проектов по ИТ включает в себя проекты по основным областям ИТ: информационным системам, инфраструктуре ИТ, управлению ИТ. Проекты по всем областям ИТ сводятся в единый план.

Все элементы ИТ-стратегии связаны друг с другом. Для каждого элемента ИТ-стратегии рассматриваются как требования бизнеса, так и текущее состояние, лучшие практики, а также связи с другими элементами ИТ-стратегии. Для реальных проектов, каждый элемент ИТ-стратегии можно развернуть на лист А3.

Пример декомпозиции элементов ИТ-стратегии

На рисунке рассмотрен пример для целей ИТ, от чего они зависят и на что влияют:
Цели ИТ, исходные данные и требования к элементам ИТГораздо более подробно предлагаемый метод разработки ИТ-стратегий рассмотрен в главе 3 книги А. Михайлова «ИТ-стратегии: лучший международный и российский опыт», 2017 год

Области применения методики «Пирамида Михайлова»:

  • эта методика разработана специально для создания «средних» ИТ-стратегий, этак на сотню страниц;
  • методика может быть использована и для разработки «подробных» ИТ-стратегий, как оболочка (ну или «костяк») для использования и других методов, например, анализа уровней информатизации бизнес-процессов и проектирования оргструктур ИТ-служб;
  • методику можно использовать в сильно упрощенном варианте для разработки «простых» ИТ-стратегий, что уже реализовано в методике «Основные 15 слайдов ИТ-стратегии».

Признаться, я долго размышлял, стоит ли публиковать эту методику, так как ее разработка заняла много человеко-лет и используется для зарабатывания на жизнь. В США и Европе не принято публиковать реальных консалтинговых методик, кроме разве что их рекламы. А в России еще и издание книг скорее сильно убыточно, расходы авторов могут быть в сотни раз больше доходов. Однако, «наезды» на Россию со стороны США и ЕС, начавшиеся с 2014 года, склонили чашу весов в сторону публикации разработанных мной методик разработки ИТ-стратегий и Оптимизации ИТ. Надеюсь, что эти методики увеличат конкурентоспособность российских компаний.

Примерное оглавление итогового документа по «ИТ-стратегии

(размер документа: 50-100 страниц)

Резюме (1-2 страницы)

1. Требования бизнеса к ИТ

1.1. Цели бизнеса

1.2. Требования бизнеса к ИТ

(выявление требований бизнеса к ИТ, на базе анализа типовых для РФ требований бизнеса к ИТ, их важности для вашей компании и целесообразности улучшения их ИТ-поддержки)

2. Текущее состояние ИТ

2.1. Цели ИТ
(соответствие целей ИТ требованиям бизнеса к ИТ, приоритеты улучшения ИТ-поддержки целей ИТ. Возможные проекты по ИТ по каждой цели ИТ)

2.2. Информационные системы

(основные проблемные области и приоритеты улучшений информатизации групп бизнес-процессов, информационных систем, направлений работы с пользователями ИТ)

2.3. Инфраструктура ИТ

(основные проблемные области и приоритеты улучшений основных элементов инфраструктуры ИТ, а также направлений поддержки непрерывности работы ИТ)

2.4. Управление ИТ

(основные проблемные области и приоритеты улучшений основных элементов управления ИТ. Сравнение численности ИТ и затрат на ИТ со средними для отраслей, в которых работает ваша компании)

3. Требуемое состояние ИТ

3.1. Цели ИТ
(целесообразные улучшения ИТ-поддержки целей ИТ. Возможные проекты по ИТ по каждой цели)

3.2. Информационные системы

(целесообразные улучшения информатизации групп бизнес-процессов, информационных систем, направлений работы с пользователями ИТ. Проекты по этим направлениям)

3.3. Инфраструктура ИТ

(целесообразные улучшения основных элементов инфраструктуры ИТ, а также направлений поддержки непрерывности работы ИТ. Проекты по этим направлениям)

3.3. Управление ИТ

(целесообразные улучшения элементов управления ИТ. Целесообразные затраты на ИТ и численность сотрудников ИТ. Проекты по этим направлениям)

4. Описание основных проектов по ИТ

4.1. Оценка и приоретизация проектов

(для каждого из возможных проектов проводятся оценка выгод, ресурсов, рисков. На основании сравнения проектов определяются их приоритеты: обязательные для выполнения проекты, проекты с высоким, средним и низким приоритетами)

4.2. Высокоуровневый план выполнения проектов

(планы выполнения проектов с учетом приоритетов проектов и зависимостей между ними. Учет обязательных проектов и соответствия проектов требованиям бизнеса к ИТ)

4.2.1. План на 2-3 года

4.2.2. План на 1 год

4.3. Бюджет ИТ (на 1 год и 2-3 года)
(планирование затрат на ИТ (в рублях и/или в % от оборота бизнеса), исходя из затрат за предыдущие годы, плана проектов по ИТ, стратегии бизнеса и ИТ)

Приложения:

1. Описание проектов

(примерно по 0,5- 1 странице текста на каждый из 15-25 проектов: «паспорт проекта», включая оценки выгод, затрат, рисков, соответствие целям ИТ и требованиям бизнеса к ИТ)

1.1. Информационные системы

1.2. Инфраструктура ИТ

1.3. Управление ИТ

Отзывы ИТ-директоров по методике разработки ИТ-стратегий

  • «ИТ-стратегия должна быть в виде официального документа и обязательно приниматься ключевыми руководителями. Это позволит планировать бюджет и не допустить взаимодействия ИТ и бизнеса, как в басне «Лебедь, Рак и Щука». Методика разработки ИТ-стратегий («Пирамида Михайлова») применима как к небольшим предприятиям, так и к холдингам».
    Головатый А.Ю., Директор ЦИКТ ОАО «КАМАЗ»
  • «В результате совместной работы с компанией Александра (начав с обучения всех наших ИТ-менеджеров) нам удалось разработать высококачественную ИТ-стратегию, что было подтверждено успешной защитой ее перед высшим руководством компании, а также положительными рецензиями, за которыми мы обратились в консалтинговые подразделения некоторых крупных российских и международных компаний.
    Александр предложил методику разработки ИТ-стратегий (пирамида), понятную ИТ-менеджерам и в то же время позволяющую использовать ряд сложных консалтинговых подходов. Приятно, что бизнес-руководству нашей компании и методика и результаты также оказались понятны».
    Феоктистов В.Н., директор «ММК-Информсервис»
    (группа компаний «Магнитогорский металлургический комбинат»)
  • «Если сравнивать подходы к созданию ИТ-стратегий от международных компаний (я знаком с методами IBM и Microsoft) и «Пирамиду Михайлова», мы не увидим большой методической разницы: в обоих случаях нужно пройти очевидные шаги по сбору, анализу и реструктуризации информации, подсчитать, взвесить и подобрать варианты. Разница заключается только в том, что международные консультанты не заинтересованы в:
    — раскрытии подхода до начала работ;
    — корректировке (идут на исключение этапов или видов работ с большой неохотой);
    — быстром исполнении работ (правильно = 9+ месяцев на команду из 3-4 человек).
    Понятно, что такой «полный аутсоринг», оставит ваш уровень компетенций на уровне аборигена: бусы-то уже у него, а технология всё ещё у продавца.
    Михайлов эту проблему снимает: раскрывает подходы, поясняет, зачем и почему нужен и важен каждый шаг, что из чего следует и с какой целью применяется. Это снимает барьер невежества: позволяет разбираться в «меню» работ консультанта, понимать реальность собственных трудозатрат как при совместной работе с подрядчиком, так и в случае самостоятельной работы над стратегией».
    Д. Кудрявцев, начальник отдела IT-инфраструктуры, ОАО «Техснабэкcпорт»

Дополнительная информация по ИТ-стратегиям:

[includeme file=»it-strategy-content-variants-common-part-end.php»]

 

Другая информация по ИТ-стратегиям:

 

 

 

 

Как разработать ИТ-стратегию

Мини-книга
на 35 страниц
Разработка основы ИТ-стратегии на 15 слайдов
на 1 год рассмотрена в
книге на 240 страниц
Разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц
на 1-3 года рассмотрена в книге на 450 страниц
скачать pdf получить в обмен на подписку купить pdf
Консультация по ИТ-стратегии и коммерческое предложение по разработке и помощь в выборе варианта ее разработки.
Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг