Автор: Александр Михайлов, эксперт по ИТ стратегиям и управлению ИТ, MBA, генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ», editor@info-strategy.ru
Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:
- 15 лет консалтинга по управлению ИТ (из них 7 лет в IBM);
- 10 лет работы руководителем ИТ службы в российских и зарубежных компаниях;
- 12 лет преподавания ИТ-стратегий в ведущих российских бизнес школах;
- разработка ИТ-стратегий десятков крупных российских предприятий, помощь в разработке более трех сотен ИТ-стратегий.
В статье рассмотрена предложенная Минцифры методика разработки стратегии цифровой трансформации (ЦТ), проведен анализ уместности этой методики для коммерческих компаний. Этот текст написан на основе:
- «Методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием», предложенных Минцифры России и опыта выполнения этих рекомендаций для крупных российских компаний;
- доклада на конференции ИТ-директоров в 2021 году, опубликованного в статье: «ИТ-стратегия или стратегия цифровой трансформации бизнеса (по методике Минцифры): что уместно для вашей компании?»;
- результатов опросов ИТ-менеджеров, проведенных среди подписчиков сайта по стратегиям ИТ и цифровой трансформации бизнеса, который ведет автор этой статьи.
Краткая версия проведенных летом 2022 года опросов ИТ-директоров опубликована в статье «Концепция цифровой трансформации (основа стратегии цифровой трансформации бизнеса), исходя из требований бизнеса и возможностей ИТ».
Краткая версия методики планирования импортозамещения в ИТ опубликована в статье «Стратегия импортозамещения в ИТ». - личного опыта автора этой статьи, по помощи в разработке стратегий ИТ и цифровой трансформации бизнеса, опубликованного в книге «ИТ-стратегия и стратегия цифровой трансформации бизнеса: что это такое, варианты разработки, основные разделы».
О цифровой трансформации (ЦТ) начали активно говорить всего несколько лет назад, хотя, на взгляд автора этой статьи, она была с момента появления компьютеров. В стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры рассматриваются планы внедрения новых (цифровых) моделей бизнеса на базе самых современных ИТ-технологий. Однако, традиционные элементы ИТ (информационные системы, инфраструктура ИТ, управление ИТ) не входят в объем работ, а в качестве обязательных требований к развитию ИТ, добавляется требование по 70% импортозамещению в ИТ.
Вероятно, разработчики предлагаемой Минцифры методики предполагали, что полная информатизация уже проведена, улучшать здесь нечего, сотрудники ИТ справятся еще и с цифровой трансформацией.
Минцифры предложила методику для «государственных корпораций и компаний с государственным участием», то есть для самых больших государственных компаний, а не для «бизнеса», не для малых и средних коммерческих компаний.
Автор данного текста руководил разработкой стратегии цифровой трансформации крупной российской компании. На мой взгляд, разработка каждого из примерно 30 разделов стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры требует очень больших усилий, а на разработку всей стратегии ЦТ нужно хотя бы 100-150 человеко-дней работ.
Также стоит отметить, что стратегия ЦТ в понимании Минцифры, это скорее работа для специалистов по разработке стратегий ИТ, которые также умеют разрабатывать стратегии бизнеса. На мой взгляд, у ИТ-директора разработать стратегию ЦТ по методике Минцифры, как минимум, просто времени не хватит (а государство любит отводить на разработку стратегий всего несколько месяцев, особенно пикантно, когда это три летних месяца). А если разработкой стратегии ЦТ займутся люди, далекие от ИТ, например, маркетологи или финансисты, то шансы успешно выполнить эту стратегию будут чуть выше нуля.
Методические рекомендации Минцифры по структуре стратегии цифровой трансформации госкомпании
Раздел 1. Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации госкомпании:
1.1. Результаты анализа цифровой трансформации отрасли
1.2. Результаты оценки цифровой зрелости госкомпании (уровня готовности к цифровой трансформации)
1.3. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации
1.4. Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации
Раздел 2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании:
2.1. Целевые бизнес-модели
2.2. Система целей и КПЭ цифровой трансформации
2.3. Стратегические направления развития цифровой трансформации
2.4. Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации
Раздел 3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании:
3.1. Инициативы по внедрению цифровых решений
3.2. Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры
3.3. Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений
3.4. Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации
3.5. Мероприятия по импортозамещению
3.6. Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации
3.7. Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации
3.8. Инициативы, направленные на научно-технологическое развитие государственной компании
Раздел 4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании:
4.1. Модель цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации, оценка потребности в кадрах
4.2. Обучение цифровым навыкам и развитие компетенций цифровых компетенций сотрудников госкомпании
4.3. Управление сотрудниками цифровых специальностей
4.4. Мероприятия по развитию цифровой культуры и культуры информационной безопасности госкомпании
Раздел 5. Интеграция проектов по цифровой трансформации бизнеса в общий план проектов:
5.1. Структура управления цифровой трансформацией
5.2. Система управления результативностью
5.3. Система управления отдельными инициативами цифровой трансформации
5.4. Система управления портфелем инициатив
5.5. Процесс корректировки (обновления) стратегии цифровой трансформации
5.6. Система обеспечения информационной безопасности
Раздел 6. Модель финансирования реализации цифровой трансформации госкомпании:
6.1. Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях
6.2. Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации
6.3. Экономическая эффективность реализации стратегии цифровой трансформации
6.4. Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации
6.5. Сведения о планируемых расходах госкомпании на информационно-коммуникационные технологии, в том числе расходах на программное обеспечение и связанные с ним работы (услуги) и на радиоэлектронную продукцию, в том числе программно-аппаратные комплексы, и связанные с ней работы (услуги)
Разделы стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры
Вот основные разделы стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры (в соответствии с «Методическими рекомендациями по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием»):
- Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации;
- Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации;
- Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации;
- Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации;
- Модель управления цифровой трансформации;
- Модель финансирования реализации цифровой трансформации.
Примечание: «КПЭ» — ключевые показатели эффективности
Раздел 1. Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации госкомпании
Если оглавление стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры показалось вам не таким уж и сложным, то оцените, высоки ли шансы сотрудников вашей компании, начиная с ИТ-директора, самостоятельно (и параллельно основной работе) разработать хотя бы одну главу стратегии ЦТ.
Вот оглавление первого раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
1.1. Результаты анализа цифровой трансформации отрасли;
1.2. Результаты оценки цифровой зрелости компании (уровня готовности к цифровой трансформации);
1.3. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации;
1.4. Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации.
Здесь и далее в столбцах «Содержание» человеческим языком переписан чиновничий текст, надеюсь, это более понятно, чем в методических рекомендациях Минцифры.
Далее рассмотрено содержание подразделов первого раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
Табл.1. Содержание раздела 1. Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации госкомпании
Подразделы | Содержание |
1.1. Результаты анализа цифровой трансформации отрасли | — изменения в поведении потребителей — изменения в бизнес-моделях игроков отрасли — появление новых онлайн-платформ и цифровых экосистем изменения в технологических векторах ЦТ — изменения в качестве внешних условий для ЦТ |
1.2. Результаты оценки цифровой зрелости госкомпании (уровня готовности к цифровой трансформации) | — анализ ключевых направлений цифровой трансформации и ключевых элементов базовых корпоративных условий для ЦТ — анализ текущего уровня использования современных цифровых технологий и программного обеспечения для ЦТ |
1.3. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации | — учет изменений, которые происходят в отрасли за счет ЦТ — анализ текущего уровня и потенциала роста цифровой зрелости компании относительно лучших российских и международных практик и решений по ЦТ, как общих для всех отраслей, так и специфичных для отрасли |
1.4. Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации | — определение рисков и угроз ИБ, которые могут возникнуть в ходе реализации ЦТ |
Некоторым может показаться, что раздел с названием «Текущая ситуация» вполне может быть наполнен общими словами примерно ни о чем. Однако, по опыту разработки стратегии по методике Минцифры, первый раздел очень важен и неверные выводы по анализу текущей ситуации гарантированно приведут к разработке неверной стратегии, которую нереально (или нецелесообразно) будет выполнять.
Подразделы первого раздела могут быть весьма далеки от компетенций сотрудников ИТ. Предполагается проведение анализа текущего состояния и перспектив развития цифровой трансформации как отрасли, где работает ваша компания, так и вашей компании.
Диаграммы (или таблички) по анализу ключевых трендов развития, перспективных технологий цифровой трансформации, рисков и угроз при внедрении и эксплуатации новых технологий, могут выглядеть достаточно просто, но собрать достоверную информацию может оказаться весьма сложной задачей.
Пример формы таблицы по ключевым драйверам цифровой трансформации отрасли и их оценка применимости для вашей компании рассмотрен в Табл. 2.:
Табл. 2. Ключевые драйверы цифровой трансформации отрасли
N | Ключевые драйверы цифровой трансформации отрасли | Оценка применимости для вашей компании |
1 | Драйвер 1 | да |
2 | Драйвер 2 | частично |
3 | Драйвер 3 | нет |
4 | … | … |
Пример драйверов цифровой трансформации отраслей транспорта и логистики:
- Беспилотные автомобили и электронные диспетчеры;
- Общее использование ресурсов;
- Оптимизация операций в реальном времени.
Учитывая, что многие компании работают в нескольких отраслях или на их пересечении, выявление отраслевых драйверов цифровой трансформации — это скорее задача для отраслевых российских министерств (и некоторые министерства действительно пробуют этим заниматься).
Также нужно учитывать, что публикуемые международными компаниями драйверы (тренды), как по цифровой трансформации, так и по ИТ и другим направлениям бизнеса, совершенно не факт, что являются уместными и для российских условий. Например, в 2021 году, и особенно в 2022, «международными трендами» по развитию бизнеса, которые нужно учитывать при планировании цифровой трансформации и традиционной информатизации, декларировалось «уменьшение углеродного следа перевозок», «уменьшение потребления нефти, газа, электричества». На взгляд автора этого текста, это не является первостепенными трендами для планирования цифровой трансформации российских компаний.
Пример формы таблицы по перспективным ИТ-технологиям для цифровой трансформации и оценка их применимости для компании рассмотрен в Табл. 3:
Табл. 3. Перспективные ИТ-технологии для цифровой трансформации
N | Перспективные ИТ-технологии для цифровой трансформации | Оценка применимости для вашей компании |
1 | Технология 1 | да |
2 | Технология 2 | частично |
3 | Технология 3 | нет |
4 | … | … |
На Рис. 1 представлен пример ключевых драйверов цифровой трансформации для разных отраслей и соответствующие этим драйверам перспективные ИТ-технологии для отраслей транспорта и логистики:
Рис. 1. Технологии цифровой трансформации существенно отличаются для различных отраслей
Форма таблицы по рискам и угрозам информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации, вероятность возникновения рисков, воздействие рисков и рекомендации рассмотрена в Табл.4.:
Табл. 4. Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации
N | Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации | Вероятность возникновения рисков | Воздействие рисков | Итого рекомендации |
1 | Риск 1 | высокая | высокое | предотвращать |
2 | Риск 2 | средняя | высокое | уменьшать |
3 | Риск 3 | низкая | низкое | игнорировать |
4 | … | … |
Автор этого текста работает в сфере ИТ более 30 лет и, к сожалению, вынужден констатировать, что как риски новых ИТ-технологий, так и риски информационной безопасности, все время увеличиваются по мере роста информатизации компаний и сейчас стали высокими рисками практически для всех компаний.
Апологеты внедрения технологий цифровой трансформации, к сожалению, очень часто сильно недооценивают риски новых технологий, как риски их внедрения, так и риски эксплуатации. Например, чиновники транспортной отрасли планируют внедрение в России в течении ближайших нескольких лет беспилотных транспортных средств, в том числе грузовиков КАМАЗ без водителей, а также постепенное внедрение дистанционного управления судами с помощью джойстика. На мой взгляд, последствия перехвата управления подобными системами, особенно в условиях жесткой конфронтации России со странами Запада, крайне высоки.
На проводимых Минцифрой семинарах для разработчиков стратегии цифровой трансформации были предложены пять уровней зрелости цифровой трансформации, для перехода на следующий этап нужно хотя бы 3 года.
Пример оценки текущих уровней зрелости отрасли и конкретной компании приведен в Табл. 5:
Табл. 5. Текущие уровни цифровой зрелости
Уровни | Уровни зрелости отрасли | Уровни зрелости вашей компании |
1. Внедрение отдельных цифровых решений | √ | √ |
2. Реализация программ цифровизации подразделений и компании | √ | √ |
3. Формирование цифровых конкурентных преимуществ и модернизация цифровой инфраструктуры | √ | √ |
4. Трансформация бизнес-процессов на основе цифровых решений, создание цифровых продуктов | +- отдельные пилотные проекты | +- отдельные пилотные проекты |
5. Внедрение новых цифровых бизнес-моделей, выход за рамки отрасли | — | — |
Обозначения соответствия: «√»: полное; «+-»: частичное; «-»: нет соответствия
На взгляд автора этой статьи, для компаний, работающих не в ИТ, серьезно планировать достижение уровня 5 не обязательно, не факт, что это вообще нужно. Также надо учитывать очень высокие риски (>50%), что традиционный бизнеса просто развалится при попытке перевести его на новые бизнес-модели. Однако уместно апробировать новые модели на создаваемых «с нуля» дочерних компаниях.
Опыт разработки стратегий развития бизнеса и ИТ позволяет сделать вывод, что первый раздел методики Минцифры в целом похож на традиционный первый этап разработки стратегий: «Анализ текущего состояния».
Раздел 2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании
Опыт разработки стратегий развития бизнеса и ИТ позволяет сделать вывод, что второй раздел методики Минцифры в целом похож на традиционный второй этап разработки стратегий: «Разработка требуемого состояния».
Вот оглавление второго раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
2.1. Целевые бизнес-модели;
2.2. Система целей и КПЭ цифровой трансформации;
2.3. Стратегические направления развития цифровой трансформации;
2.4. Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации.
Далее рассмотрено содержание подразделов второго раздела стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры:
Табл. 6. Содержание раздела 2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании
Подразделы | Содержание |
2.1. Целевые бизнес-модели | — текущее состояние и перспективы ЦТ отрасли — уровень цифровой зрелости компании — ключевые возможности и вызовы для ЦТ — целевые бизнес-модели компании в контексте ЦТ |
2.2. Система целей и КПЭ цифровой трансформации | — цели цифровой трансформации компании — оценка вклада ЦТ в рост прибыли компании — оценка инвестиций в ЦТ и их окупаемости — ключевые показатели эффективности ЦТ |
2.3. Стратегические направления развития цифровой трансформации | — оценки потенциала вклада ЦТ в достижение стратегических целей компании — оценка уровня готовности компании к ЦТ — стратегические направления ЦТ |
2.4. Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации | — ключевые показатели эффективности на 12 месяцев — ключевые показатели эффективности на 3–5 лет — цели на 10 лет |
В рамках этого раздела Минцифры предлагает разработать требуемое состояние цифровой трансформации через 1-3 года, а также на срок до 10 лет.
Традиционно, требуемое состояние — это наиболее сложный этап разработки стратегий. Суть разработки стратегий в том, что предполагается не продолжение линейного развития текущей ситуации, а разработка пути в целесообразное состояние через несколько лет.
Минцифры предлагает выбрать новые бизнес-модели, предпочтительно полностью цифровые, и разработать план их внедрения. Стоит отметить, что процент выполнения стратегий для коммерческих компаний скорее меньше половины, а для государственных компаний и министерств, вероятно, не выше четверти.
На Рис. 2 показан пример планирования внедрения новых бизнес-моделей:
Рис. 2. Планирование внедрения новых бизнес-моделей
Автор этого текста работал много лет директором по маркетингу в Федеральном информационно-аналитическом центре, а также в бизнес-школах изучал учебники по маркетингу. С точки зрения теории и практики маркетинга, есть оценки типовых вероятностей выхода на новые рынки и внедрения новых технологий. Для перехода, показанного на Рис. 2, вероятность успеха не более 30% (а реально, с учетом невысокого уровня российского менеджмента, 5-10%), а время на переход – несколько лет.
Минцифры вполне справедливо предлагает установить соответствие между целями цифровой трансформации и инициативами по внедрению цифровых решений.
На Рис. 3 показано соответствие целей цифровой трансформации и стратегических направлений развития ЦТ (инициатив по внедрению цифровых решений):
Рис. 3. Соответствие целей цифровой трансформации и стратегических направлений развития ЦТ
Раздел 3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании
Опыт разработки стратегий развития бизнеса и ИТ позволяет сделать вывод, что третий раздел методики Минцифры в целом похож на традиционный третий этап разработки стратегий: «Разработка плана проектов».
Вот оглавление третьего раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
3.1. Инициативы по внедрению цифровых решений;
3.2. Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры;
3.3. Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений;
3.4. Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации;
3.5. Мероприятия по импортозамещению;
3.6. Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации;
3.7. Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации.
Вот содержание подразделов третьего раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
Табл. 7. Содержание раздела 3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании
Подразделы | Содержание |
3.1. Инициативы по внедрению цифровых решений | Перечень инициатив по направлениям цифровой трансформации, включая: — внедрение новых бизнес-моделей и развитие дополнительных источников доходов — взаимодействие с потребителями — операции и цепочки поставок — поддерживающие функции (управление кадрами, управление финансами, управление закупками и т.п.) а также по бизнес-направлениям и подразделениям госкомпании. |
3.2. Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры | Требования к: — ИТ-инфраструктуре — ИТ-архитектуре — системе управления данными госкомпании — системе информационной безопасности — инструментам разработки цифровых решений |
3.3. Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений | — определение ресурсов, которые будут задействованы при разработке и внедрении цифровых решений — оценка объема работ для внешних поставщиков, установление подходов к работе с поставщиками — перечень инициатив по развитию поставщиков |
3.4. Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации | — планируемые изменения в организационной структуре в связи с цифровой трансформацией, создание центров цифровых компетенций — создание должности руководителя цифровой трансформацией — формирование его подразделения — перечень организационных мероприятий в рамках ЦТ |
3.5. Мероприятия по импортозамещению | — перечень мероприятий, направленных на обеспечение перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения и радиоэлектронной продукции российского происхождения, с кратким описанием каждого мероприятия |
3.6. Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации | — перечень всех инициатив цифровой трансформации, анализ связей между инициативами — анализ достаточности ресурсов (кадры, финансовые ресурсы и др.) — уточнение сроков реализации инициатив, расчет промежуточных значений КПЭ цифровой трансформации госкомпании |
3.7. Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации | — перечень мероприятий, направленных на реализацию мер обеспечения информационной безопасности |
Интересным в этом разделе является то, что практически впервые появляются хоть какие-то ссылки на то, что надо учитывать уже имеющиеся информационные технологии, в п. 3.2. есть упоминания, что нужно разработать требования к:
- ИТ-инфраструктуре;
- ИТ-архитектуре;
- системе управления данными госкомпании;
- системе информационной безопасности;
- инструментам разработки цифровых решений.
Предложение учитывать имеющиеся ИТ крайне существенно, хотя, конечно, на взгляд автора этого текста, методика Минцифры как-либо серьезно имеющиеся информационные технологии не учитывает, предлагая каким-то способом внедрить самое современные ИТ-технологии (на базе которых будет проводиться цифровая трансформация) без серьезного учета имеющейся инфраструктуры ИТ, информационных систем и данных.
Автор этого текста более 10 лет преподает по программам MBA IT и стажировался в половине стран Европы. Опыт сотен компаний показывает, что большие новые требования к ИТ предъявляют весьма часто, в том числе и без обсуждений их реальности с сотрудниками ИТ. Только это почти гарантированно ведет к неуспеху выполнения новых требований, а часто и к деградации имеющихся ИТ.
Предложения Минцифры по планированию проектов достаточно традиционны, хотя не предлагается механизм выбора, какие именно проекты наиболее уместны для вашей госкомпании.
Пример дорожной карты цифровой трансформации госкомпании представлен на Рис. 4:
Рис. 4. Пример дорожной карты цифровой трансформации компании
Раздел 4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании
Опыт разработки стратегий развития бизнеса и ИТ позволяет сделать вывод, что четвертый, пятый и шестой разделы методики Минцифры в целом похожи на документацию по поддержке выполнения стратегий.
Далее рассмотрены подразделы четвертого раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
4.1. Модель цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации, оценка потребности в кадрах;
4.2. Обучение цифровым навыкам и развитие компетенций цифровых компетенций сотрудников госкомпании;
4.3. Управление сотрудниками цифровых специальностей;
4.4. Мероприятия по развитию цифровой культуры и культуры информационной безопасности госкомпании.
Минцифры настаивает на том, что должна быть новая должность ответственного за цифровую трансформацию. На взгляд автора этой статьи, в компаниях, где такие должности появлялись, гарантированно возникал конфликт между руководителем ИТ-службы и человеком, которого назначили продвигать цифровую трансформацию.
Суть конфликта проста, типовые планы по цифровой трансформации предполагают быстрое внедрение, как правило за несколько месяцев, самых современных (а соответственно и сложных, и рискованных) информационных технологий, а ИТ-директора справедливо говорят, что на внедрение этих технологий нужно в разы больше времени (несколько лет).
По результатам обсуждений на ряде конференций, должность ответственного за цифровую трансформацию автор этого текста выявил семь типовых вариантов возможного места ответственного за цифровую трансформацию в оргструктуре компании. Более подробно эта тема рассмотрена в статье А.Михайлова «Цифровая трансформация бизнеса: где место ИТ-директора? Типовые варианты» (см. Рис. 5):
Рис. 5. Возможное место ответственного за цифровую трансформацию
Место ответственного за цифровую трансформацию в иерархии управления компанией может быть разное, но конфликт с руководителем ИТ-службы в любом случае будет.
Целый ряд компаний помыкавшись примерно год с ответственным за цифровую трансформацию, просто сократили эту должность, передав ее функционал руководителю ИТ-службы.
Раздел 5. Модель управления цифровой трансформации госкомпании
Далее рассмотрены подразделы пятого раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
5.1. Структура управления цифровой трансформацией;
5.2. Система управления результативностью;
5.3. Система управления отдельными инициативами цифровой трансформации;
5.4. Система управления портфелем инициатив;
5.5. Процесс корректировки (обновления) стратегии цифровой трансформации;
5.6. Система обеспечения информационной безопасности.
На взгляд автора этой статьи, предложения Минцифры по модели управления цифровой трансформации уместно для компаний с хотя бы 10 тысячами пользователей ИТ, а лучше со 100 тысячами и хотя бы с несколькими сотнями сотрудниками ИТ.
Для коммерческих компаний до тысячи пользователей ИТ, рекомендации Минцифры видятся избыточно-бюрократическими. В малых и средних российских компаниях часто нет даже формальных моделей управления и регламентов управления проектами, рекомендация делать какой-то отдельный механизм управления проектами по цифровой трансформации выглядит странной.
То есть, рекомендации Минцифры по управлению цифровой трансформацией выглядят в целом правильными, но сложными и громоздкими для малых и средних компаний. А в больших государственных компаниях еще одни бюрократические процедуры постепенно умрут сами, своей смертью.
Раздел 6. Модель финансирования реализации цифровой трансформации госкомпании
Далее рассмотрены подразделы шестого раздела стратегии ЦТ по методике Минцифры:
6.1. Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях;
6.2. Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации;
6.3. Экономическая эффективность реализации стратегии цифровой трансформации;
6.4. Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации.
Минцифры обещает российским госкомпаниям помощь в финансировании цифровой трансформации, однако, требуя в начале принять план работ по цифровой трансформации и обязательства по импортозамещению минимум до 70%.
Пробьет ли Минцифры финансирование для вашей компании – очень большой вопрос (вы правда верите, что чиновники будут биться за интересы вашей компании?), но жестко требовать выполнение проектов по цифровой трансформации и импортозамещению точно будет. Вы готовы быть ответственным за невыполнение не профинансированных планов, малореальных даже при «заливании деньгами» и хорошем планировании?
Раздел по КПЭ (Ключевые показатели эффективности)
Если вы думали, что перечисленные выше шесть разделов — это все, что нужно сделать для разработки стратегии по методике Минцифры, то это совершенно не так. Наибольшие проблемы скорее будут в разработке «КПЭ по стратегии цифровой трансформации», в первую очередь по импортозамещению в ИТ.
КПЭ – это «Ключевые показатели эффективности» (импортозамещение известной английской аббревиатуры «key performance indicators», KPI).
Минцифры крайне серьезно подошло к разработке раздела именно по разработке КПЭ и настаивает на подготовке нескольких десятков КПЭ, разбитых по группам (см. врезку):
Группы КПЭ и индивидуальные КПЭ для мониторинга реализации Стратегии госкомпании
1. Вклад в реализацию стратегических целей:
1.1. Рост эффективности:
1.1.1. Оценка снижения операционных затрат за счет цифровой трансформации
1.1.2. Оценка увеличения EBITDA за счет цифровой трансформации
1.1.3. Оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации
1.2. Рост выручки:
1.2.1. Оценка увеличения выручки за счет цифровой трансформации
1.3. Внедрение цифровых бизнес-моделей:
1.3.1. Оценка доли выручки от новых бизнес-моделей в общей выручке компании
2. Цифровая трансформация ключевых сфер:
2.1. Продукты и взаимодействие с потребителями:
2.1.1. Доля выручки в цифровых каналах
2.1.2. Доля цифровых продуктов / услуг в выручке
2.1.3. Число активных пользователей цифровых решений (физ.лица)
2.1.4. Число активных пользователей цифровых решений (юр.лица)
2.2. Поддерживающие функции:
2.2.1. Доля цифровизированных бизнес-процессов в поддерживающих функциях
3. Базовые условия для цифровой трансформации:
3.1. Цифровая инфраструктура и данные:
3.1.1. Доля облачной серверной мощности
3.1.2. Число активных пользователей API
3.1.3. Доля доменов данных, управляемых в соответствии со стандартом
3.2. Цифровые кадры, компетенции и культура:
3.2.1. Доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровой трансформации
3.3. Инвестиции и модель управления цифровой трансформацией:
3.3.1. Объем инвестиций в цифровую трансформацию
3.3.2. Доля инвестиций в цифровую трансформацию от общего объема инвестиций
3.3.3. Отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке
3.3.4. Доля инициатив цифровой трансформации с применением искусственного интеллекта, как ключевой технологии
3.3.5. Доля расходов на закупку российского программного обеспечения
3.3.6. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
3.3.7. Доля расходов на закупку российской радиоэлектронной продукции и связанных с ней работ (услуг) в общем объеме расходов на закупку радиоэлектронной продукции
3.3.8. Увеличение вложений в российскую радиоэлектронную продукцию, в том числе телекоммуникационное оборудование и программно-аппаратные комплексы
3.3.9. Объем затрат компании на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках реализации инициатив (проектов) стратегии цифровой трансформации
3.3.10. Доля инициатив (проектов) ЦТ, реализуемых, с применением научно-исследовательских работ
Опыт разработки стратегий цифровой трансформации по методике Минцифры
Практический опыт разработки стратегий ЦТ по методике Минцифры, а также опыт разработки ИТ-стратегий и стратегий компаний, позволяет сделать ряд выводов.
Выводы по разработке стратегий цифровой трансформации по методике Минцифры
- Минцифры предлагает методику, в первую очередь для принуждения крупных госкомпаний к внедрению самых новых ИТ-технологий (к сожалению, и самых рискованных) и серьезному импортозамещению в ИТ. Половина методики посвящена тому, как подготовить показатели для контроля со стороны Минцифры.
Одобряют стратегии и ежегодно контролируют их выполнение чиновники, им искренне неинтересны любые объективные особенности вашей компании, но вот выполнение показателей они будут требовать; - Стратегия ЦТ по методике Минцифры уместна для крупных компаний с участием государства, у которых вышестоящие министерства потребовали разработать стратегию ЦТ по методике Минцифры, а также планов по 70% импортозамещению в ИТ за несколько лет. Также должны быть 3-6 месяцев на разработку и готовность потратить 100-150 человеко-дней квалифицированных экспертов (ну или оплатить им 5-15 млн. рублей);
- Стратегия цифровой трансформации по методике Минцифры – это не методика «цифровой трансформации бизнеса», а методика «цифровой трансформации крупных госкомпаний». На взгляд автора этой статьи, методика Минцифры неполезна для малых и средних коммерческих компаний;
- Стратегия цифровой трансформации по методике Минцифры – это скорее методика для маркетологов, не для ИТ-шников. Проблема для ИТ в том, что маркетологи с высокой вероятностью разработают планы, совершенно невыполнимые для ИТ.
По аналогии с производством, роль маркетологов в определении, какую продукцию и в каких объемах выпускать. Однако, вряд ли здравомыслящий гендиректор доверит маркетологам выбирать, на каких станках производить продукцию и какие технологии производства использовать, это дело специалистов по производству.
Если производство будут планировать бухгалтера, то и производства скоро не станет, так дешевле, бухгалтера будут рассматривать производство как «центр затрат»; - Имейте в виду, что даже если вашей компании удастся получить одобрение стратегии ЦТ в Минцифры и отраслевом министерстве, то получение льготного финансирования будет скорее маловероятным событием. Однако, ежегодный контроль по 10-20 КПЭ вы получите, включая не менее 70% импортозамещения в ИТ.
Автор этого текста пока не видел компаний с более 70% затрат в ИТ на российские технические и программные средства, хотя стремиться к этому, может, и правильно; - Если все-таки применение методики Минцифры обязательно для вашей компании, то целесообразно:
- учесть все основные элементы ИТ (информационные системы и данные, инфраструктуру ИТ, управление ИТ, ИБ) и проекты по этим направлениям;
- не брать на себя невыполнимых обязательств по быстрому внедрению технологий цифровой трансформации и по полному и быстрому переходу на российские технические и программные средства. Через год ведь придется отчитываться, даже если вы перейдете в другую компанию, не стоит подставлять всех оставшихся ИТ-шников и компанию в целом.
- Плохим вариантом является написать стратегию ЦТ, которая устроит и руководство вашей компании и вышестоящее министерство, однако трудновыполнимую, например, с точки зрения импортозамещения в ИТ.
Никто не знает, что будет через три года, но уже в первый год выполнения стратегий ЦТ надо показывать и существенное увеличение импортозамещения, и внедрение новых ИТ-технологий. Не факт, что люди, разрабатывающие стратегию ЦТ, будут слушать ИТ-директора, что «это реально лишь при увеличении сроков работ в 3 раза, а бюджета в 2 раза (или наоборот)».
Резюме по методике Минцифры
Стратегия ЦТ по методике Минцифры | |
Когда появились такие стратегии | О цифровой трансформации (ЦТ) начали очень активно говорить всего несколько лет назад, хотя ЦТ была с момента появления компьютеров. |
Что входит в стратегию | Планы внедрения новых (цифровых) моделей бизнеса на базе новых ИТ-технологий. Однако, традиционные элементы ИТ не входят в объем работ. Однако, в качестве обязательных требований к развитию ИТ добавляется требование по 70% импортозамещению в ИТ за 3 года. |
Разработка стратегии уместна | Если есть 5-15 млн. рублей на разработку стратегии. Для крупных компаний с участием государства, у которых вышестоящие министерства потребовали разработать стратегию ЦТ по методике Минцифры, а также планов по 70% импортозамещению в ИТ в течение трех лет. |
Когда разработка стратегии не нужна | Для коммерческих компаний, особенно малых и средних |
Ожидаемые выгоды и риски для бизнеса и ИТ от разработки стратегии | Выгоды могут быть очень большими (ИТ может дать на 25-50% больше), но очень высокие риски, что стратегию не удастся выполнить (50-80%1). Выгоды могут быть даже больше, чем от ИТ-стратегии, но очень высокие риски. |
Затраты (для средней по размеру компании) | 150-200 человеко-дней (а скорее 5-15 млн. рублей для заказа работ) |
Риски того, что стратегию не удастся выполнить | Очень высокие риски невыполнения стратегии ЦТ (50-80%), в т.ч. требований Минцифры по минимум 70% импортозамещению в ИТ |
Кому лучше разрабатывать стратегию | Консультантам по ИТ и бизнесу. Целесообразно участие гендиректора и ИТ-директора, иначе будет разработана совершенно невыполнимая стратегия ЦТ |
Методики разработки | Методика Минцифры |
Примечания: Данные проведенных автором этого текста опросов российских ИТ-директоров, в том числе см. дискуссию ( часть 1, часть 2, часть 3 ) на портале Союза ИТ-директоров России.
Более подробно сравнение методики Минцифры по разработке стратегии цифровой трансформации и методик разработки ИТ-стратегий рассмотрено в статье А.Михайлова «ИТ-стратегия или стратегия цифровой трансформации бизнеса (по методике Минцифры): что уместно для вашей компании?»
Целесообразные этапы разработки стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры
Учитывая опыт разработки десятков стратегий бизнеса, ИТ, цифровой трансформации, на адекватную разработку стратегии нужно 3, а лучше 4 месяца. За меньшее время просто не удастся провести анализ текущего состояния и согласовать основные направления развития. А время, большее, чем 4 месяца, приведет к целесообразности многократного анализа текущей ситуации и просто всеобщей усталости от работ.
На взгляд автора этой статьи, целесообразно разбить разработку на ряд этапов:
Рис. 6. Целесообразная последовательность разработки разделов стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры
Для подготовки более качественной стратегии, лучше сделать несколько документов:
- Концепция цифровой трансформации: разделы методики Минцифры 1-3;
- Стратегия цифровой трансформации: разделы 1-6.
В рамках концепции цифровой трансформации целесообразно определиться с основными направлениями цифровой трансформации, разработав за 2-3 месяца следующие разделы:
- Раздел 1. Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации госкомпании;
- Раздел 2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании;
- Раздел 3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании.
Каждый из разделов требует глубокой и тщательной проработки. Для множества компаний будет очень непросто разработать их качественно и уместно для вашей компании так, чтобы не угробить ее в ближайшие пару лет.
В рамках доработки до стратегии цифровой трансформации целесообразно за 1-2 месяца разработать разделы:
- Раздел 4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании;
- Раздел 5. Модель управления цифровой трансформации госкомпании;
- Раздел 6. Модель финансирования реализации цифровой трансформации госкомпании.
Некоторые компании могут пробовать разрабатывать разделы стратегии ЦТ последовательно, но это долго, скорее 5-6 месяцев.
Параллельная разработка всех разделов потребует многократных изменений, это примерно как пробовать заставить 9 женщин родить одного ребенка за один месяц.
Интеграция со стратегией развития ИТ
На взгляд автора этой статьи, структуру стратегии ЦТ по методике Минцифры можно представить в виде пирамиды:
Рис. 7. Структура стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры
Методика, позволяющая спланировать и цифровую трансформацию и традиционные ИТ, была предложена примерно год назад автором этого текста, в ответ на вопросы ИТ-директоров, что «бизнес требует цифровую трансформацию бизнеса, но не знает, что именно уместно для нашей компании». При этом выяснилось, что ИТ-технологии, позиционируемые сейчас как относящиеся к цифровой трансформации, например «Цифровой двойник» просто не могут быть внедрены за несколько месяцев, как это рекомендуют появившиеся несколько лет назад «консультанты» или даже «евангелисты» по цифровой трансформации».
То есть, получается, что от ИТ-директоров требуют срочно начать «цифровую трансформацию бизнеса», не понимая, что это весьма рискованно.
Собственно, предложенная автором этого текста методика спроектирована для разработки планов по цифровой трансформации бизнеса, а также планированию развития основных элементов ИТ.
ИТ-стратегию с учетом ЦТ можно разработать, добавив к традиционным разделам ИТ-стратегии разделы по ЦТ:
Рис. 8. ИТ-стратегия с учетом ЦТ = традиционная ИТ-стратегия + учет ЦТ
Структура ИТ-стратегии с учетом цифровой трансформации рассмотрена на Рис. 9:
Рис. 9. Структура стратегии ИТ с учетом трансформации бизнеса
Если не требуется точное соответствие методике разработки стратегий ЦТ, предложенной Минцифрой, то лучше взять следующую структуру стратегии ЦТ с учетом ИТ-стратегии (см. врезку):
Основные разделы ИТ-стратегии с учетом ЦТ
1. Целесообразная цифровая трансформация бизнес-процессов (требования со стороны бизнеса)
2. ИТ-технологии, уместные для цифровой трансформации бизнеса
3. Текущее состояние ИТ
4. Требования к ИТ
5. Требуемое состояние ИТ (цели ИТ; информатизация бизнес-процессов; информационные системы и данные; инфраструктура ИТ; управление ИТ)
6. План проектов по ИТ и ЦТ
7. Сценарии развития ИТ (альтернативные варианты развития ЦТ и ИТ)
Основные параметры ИТ-стратегии с элементами ЦТ:
- выгоды больше, чем от ИТ-стратегии, риски примерно такие же или немного выше (но гораздо ниже, чем у стратегии ЦТ по методике Минцифры);
- оптимальна совместная разработка консультантами, ИТ-директором и гендиректором;
- при разработке можно использовать предложенную автором этой статьи методику.
Для многих российских компаний сейчас актуальна не глубокая цифровая трансформация бизнеса, а скорее создание единой цифровой платформы для цифровой трансформации.
Предложения для российских компаний
- Корпоративное обучение по стратегии цифровой трансформации по методике Минцифры (с возможной параллельной разработкой основы стратегии)
- Корпоративное обучение по цифровой трансформации и/или стратегии цифровой трансформации (с параллельной разработкой приоритетов цифровой трансформации и/или основы стратегии цифровой трансформации)
- Корпоративное обучение по ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации ИТ (с параллельной разработкой концепции развития ИТ с разделом по цифровой трансформации)
- Совместная с консультантами разработка стратегии цифровой трансформации бизнеса и/или ИТ-стратегии.
Для получения более подробной информации напишите по адресу info@info-strategy.ru
Желательно заполнить анкету.