Автор: Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению,
Генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ».
Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:
|
Далее рассмотрено, что целесообразно рассмотреть в ИТ-стратегии по финансированию и численности сотрудников ИТ. Разработка ИТ-стратегии не является простой задачей, как минимум только подходы к разработке ИТ-стратегии рассмотрены в моей 450-страничной книге «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики».
Численность ИТ-служб и финансирование ИТ сильно зависят от отрасли, в которой работает компания. По зарубежным компаниям есть данные Gartner, METAGroup, Forrester и др. Однако большинство предприятий в таких выборках находятся в США.
Исследование по затратам на ИТ в российских предприятиях проведено под эгидою Союза ИТ-Директоров России.
Разница в затратах на ИТ между США и Россией велика как в абсолютных цифрах, так и в процентах от оборота компаний. По большинству отраслей разница в затратах на ИТ (в процентах от оборота компаний) составляет 2-3 раза (то есть в России даже относительные затраты на ИТ в разы меньше), см. Табл. 1:
Табл. 1. Средний процент расходов на ИТ и численности ИТ-служб по различным отраслям
Отрасли |
Затраты на ИТ, в % от оборота (revenue) компании |
Сотрудники ИТ, в % от всех сотрудников компании |
Затраты на ИТ, на одного сотрудника компании, тыс. $ в год |
|
РФ |
США |
США |
США |
|
в среднем по отраслям |
1-2 |
2-4 |
4-6 |
7-15 |
Розничная торговля |
0,7-1 |
2,1-2,3 |
1,5-2,5 |
4-5 |
Производство |
0,7-1 |
2-3 |
2-3 |
5-7 |
Банки и другие финансовые организации |
1,4-1,7 |
5-7 |
7-10 |
20-25 |
Сервисные компании |
нет данных |
2-3 |
5-7 |
14-18 |
ИТ-компании и телеком |
2,3-2,7 |
4-8 |
5-8 |
10-15 |
Гос.учреждения |
нет данных |
5-7 |
7-10 |
8-12 |
Зарубежная статистика как по ИТ-службе, так и по бизнесу, не совсем сопоставима с российскими реалиями. Есть ряд объективных причин такого большого разрыва:
- в развитых странах более точно учитываются затраты на ИТ;
- выше уровень автоматизации бизнес-процессов;
- существенно больше аутсорсинга.
Финансирование ИТ: насколько точно сравнение со «средними затратами»?
Однако, статистика по затратам на ИТ, как правило [в некоторых исследованиях, например, META Group, кроме «средних затрат», иногда встречается и распределение затрат, примерно как на рисунке «Распределение затрат на ИТ для конкретной отрасли»], отражает только усредненное распределение затрат. Разница между минимальными и максимальными затратами может достигать 5-10 раз. Да и размер компании обычно не учитывается.
Аналитическое агентство Gartner считает средние затраты на ИТ по двум десяткам отраслей рынков США. При этом аналитики Gartner отмечают, что средние для каждой отрасли затраты – лишь среднее арифметическое, и есть компании, затраты которых существенно отличаются от средних: от примерно 1/3 средних затрат до в три раза больших (см. Рис. 1):
Рис. 1. Распределение затрат на ИТ для конкретной отрасли
Конкретные затраты на ИТ зависят скорее от субъективных факторов (амбиций генерального и ИТ-директоров), чем от объективных факторов (много ли информационных систем, сотрудников ИТ, пользователей и др.).
Процент затрат на ИТ определенно коррелирует с требованиями бизнеса к ИТ (к непрерывности работы ИТ и к уровню автоматизации (например, SAP во много раз дороже 1С, хотя функциональность менее значимо превосходит 1С).
Точные подсчеты реальных затрат на ИТ для конкретной компании могут позволить сделать корректные оценки экономически обоснованной стоимости персонала, работающего по контрактам (легко потом выгнать, им можно платить зарплату на 20-40% больше, чем штатным сотрудникам). А внешней компании можно выплачивать в 2 раза больше, чем зарплата штатных сотрудников, и это скорее будет выгодно.
Вопрос: может ли быть коммерческая компания с затратами на ИТ во много раз больших, чем в среднем по рынку (затраты на 1 пользователя ИТ в 25 тыс.$)? (Ответ: да, такие компании есть, причем коммерческие и вполне успешные и работающие в России). |
Выгоды от ИТ пропорциональны затратам на ИТ?
Вопрос этот весьма интересен, особенно для ИТ-директоров. Многим кажется очевидной гипотеза «чем больше затраты, тем больше выгоды», а в идеале, «выгоды прямо пропорциональны затратам».
После некоторых раздумий, более вероятным кажется предложение, что затраты не сразу дают выгоды, потом выгоды пропорциональны затратам, а потом увеличение затрат дает все меньший эффект, см. Рис. 2:
Рис. 2. Зависимость между выгодами от ИТ и затратами на ИТ: ожидания ИТ-директоров
Соотношение между выгодами от ИТ и затратами на ИТ зависит от:
- объективных факторов (много ли информационных систем, сотрудников ИТ, пользователей и др.);
- требований бизнеса к непрерывности работы ИТ и к уровню автоматизации (например, SAP в разы дороже 1С, хотя функциональность отличается меньше);
- субъективных факторов (амбиций генерального и ИТ-директоров, предыстории развития ИТ-службы и т.д).
Но гипотеза о пропорциональности выгод от ИТ затратам на них, статистически не подтверждается. Как минимум, исследования по компаниям США, проведенные Полом Страссманом, не выявили заметной корреляции между затратами на ИТ и ростом производительности компаний (за один год) [по книге «Эффективность инвестиций в ИТ» // M.: СоДИТ, 2013. – 194 с], см. Рис. 3:
Рис. 3. Исследование зависимости между затратами на ИТ и ростом производительности компаний (за год)
В то же время, полное отсутствие взаимосвязи между затратами на ИТ и выгодами от ИТ не подтверждается практическим опытом и автора этой книги, и очень многих ИТ-директоров. И, действительно, более подробные исследования показывают связь между затратами и выгодами от ИТ. Только вот такие связи проявляются за интервалы времени, существенно больше года, да и зависят от ряда дополнительных условий.
В соответствии с оценками Тимоти Бреснана, Эрика Бринйолфссона и Лорина Хитта, отдача от внедрения больших информационных систем бывает не в первый год с начала их внедрения, а скорее через 2-5 лет. Да и то, при обязательном условии в 5-10 раз больших дополнительных затрат в изменение бизнес-процессов компании и переобучении персонала.
То есть, накопленные ИТ-активы компании (в виде компьютерного капитала) увеличивают выручку предприятия. Но не быстро и только при условии в 5-10 раз больших затрат в изменение бизнес-процессов и персонал [по книге «Эффективность инвестиций в ИТ» // M.: СоДИТ, 2013. – 194с.], см. Рис. 4:
Рис. 4. Оценки Тимоти Бреснана, Эрика Бринйолфссона и Лорина Хитта
Итого, выгоды от ИТ зависят от затрат, но требуется несколько лет и поддержка со стороны руководства компании и пользователей ИТ, чтобы эти выгоды проявились.
Структура затрат на ИТ
Лучшими практиками по финансированию ИТ считается повышение доли затрат на новые проекты, особенно по внедрению информационных систем, позволяющих дать конкурентные преимущества. А вот постоянные затраты на поддержку инфраструктуры и информационных систем желательно сокращать, см. Рис. 5:
Рис. 5. Структура затрат на ИТ
Методы оценки экономической эффективности проектов по ИТ
Для оценки экономической эффективности проектов по ИТ можно пробовать использовать ряд методов. Все методу непросты, а результаты могут быть неочевидными.
Вот типовые методы оценки экономической эффективности проектов по ИТ: ROI, NPV, IRR, TVO, TCO и др.
Сравнение численности сотрудников ИТ в различных филиалах вашей компании
Вот один из примеров анализа численности сотрудников ИТ-службы по отношению к-o приходящимся на каждого из них пользователей (см. Рис. 6):
Рис. 6. Пример сравнения соотношения числа пользователей к числу сотрудников ИТ
Интересно, что по таким диаграммам бизнес-менеджеры и внешние консультанты легко делают выводы, в каких филиалах надо изменить численность сотрудников ИТ.
Вопрос для размышления: ИТ специалисты в филиале 2, у которых больше всего пользователей на одного сотрудника ИТ – молодцы или кандидаты на увольнение? Или сотрудников в филиале 5 надо увеличить? |
Другая информация по финансированию и численности ИТ и смежным темам:
Предложение для ИТ-директоров(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)
|