Автор: Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению,
Генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ».
Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:
|
Далее рассмотрено, что целесообразно рассмотреть в ИТ-стратегии информатизации маркетинга. Разработка ИТ-стратегии не является простой задачей, как минимум только подходы к разработке ИТ-стратегии рассмотрены в моей 450-страничной книге «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики».
Типовые точки зрения на ИТ-стратегию информатизации маркетинга
Практический опыт автора этой статьи позволяет выделить ряд руководителей российских средних и крупных компаний, которые обычно могут иметь отношение к планированию информатизации маркетинга. Как правило это:
- директор по маркетингу
- генеральный директор компании
- ИТ-директор
- консультанты из других компаний
- комбинация перечисленных руководителей или другие люди.
Есть разные точки зрения, что это такое ИТ-стратегия по информатизации маркетинга, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос:
Далее рассмотрены типовые точки зрения на то, как разрабатывать ИТ-стратегию информатизации маркетинга.
Директор по маркетингу
Взгляд со стороны директора по маркетингу на планирование информатизации маркетинга (ИТ-стратегия по маркетингу) рассмотрен на рисунке:
Как правило, директор по маркетингу хорошо понимает бизнес-процессы по маркетингу, но достаточно далек от бизнес-процессов других подразделений компании и от элементов ИТ, прямо не связанных с маркетингом.
Итого, директор по маркетингу обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- текущее состояние информатизации маркетинга
- желательное развитие (включая возможные проекты) по информатизации бизнес-процессов по маркетингу: исследование рынков, реклама, ценообразование и др.
- информационные системы по маркетингу.
- учитывает частично:
- требования бизнеса к ИТ (по своему направлению он знает, но по другим подразделениям, скорее всего нет)
- методики разработки ИТ-стратегии
- требования государства к ИТ (по своему направлению он знает, но по другим подразделениям, скорее всего нет)
- лучшие практики по информатизации
- другие подразделения компании (по своему направлению он знает, но по другим подразделениям, скорее всего нет)
- другие ИТ-компании, работающие с ИТ-службой вашей компании.
- вообще не учитывает:
- информатизацию бизнес-процессов по всем не маркетинговым подразделениям: продажи, финансы, производство, поддержка бизнеса.
- информационные системы не по маркетингу
- инфраструктуру ИТ и управление ИТ.
Генеральный директор
Вот взгляд со стороны гендиректора на планирование информатизации маркетинга (ИТ-стратегия по маркетингу) (см. рисунок):
Как правило, генеральный директор хорошо понимает бизнес-процессы по компании в целом, но совсем по верхам, не вникая в детали бизнес-процессов по каждому из подразделений.
Итого, генеральный директор обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- требования бизнеса к ИТ
- требования государства к ИТ, а также маркетингу
- требования к ИТ других подразделений своей компании и других компаний, с которыми ваша компаний взаимодействует.
- учитывает частично:
- методики разработки ИТ-стратегии
- лучшие практики по информатизации маркетинга
- текущее состояние информатизации бизнес-процессов, информационные системы и планы по информатизации маркетингу и других подразделений компании
- вообще не учитывает:
- инфраструктуру ИТ и управление ИТ.
ИТ-директор
Взгляд со стороны ИТ-директора на планирование информатизации маркетинга (ИТ-стратегия по маркетингу) рассмотрен на рисунке ниже:
Как правило, ИТ-директор хорошо понимает ИТ, в том числе инфраструктуру и управление, но обычно эти разделы не рассматриваются подробно в ИТ-стратегии по маркетингу (такие стратегии обычно инициирует маркетинговый директор, который обычно не готов тратить свое драгоценное время на планирование инфраструктуры управления ИТ).
Итого, ИТ-директор обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- текущее состояние информатизации маркетинга
- другие ИТ-компании, работающие с ИТ-службой вашей компании.
- информационные системы по маркетингу.
- учитывает частично:
- требования бизнеса к ИТ
- методики разработки ИТ-стратегии
- требования государства к ИТ
- лучшие практики по информатизации
- другие подразделения и компании.
- информационные системы не по маркетингу и инфраструктуру ИТ и управление ИТ (просто времени не хватит).
- вообще не учитывает:
- информатизацию бизнес-процессов по всем не маркетинговым подразделениям (ИТ-директор, конечно, знает состояние информатизации этих подразделений, но в ИТ-стратегии по маркетингу скорее всего не будет их рассматривать, просто времени не хватит рассмотреть что то, кроме маркетинга): продажи, финансы, производство, поддержка бизнеса.
Консультанты
Как правило, консультанты из других компаний вашу компанию знают весьма поверхностно, а часто вообще не знают. Однако, возможно найти консультантов, знающих методики разработки ИТ-стратегии и лучшие практики как по ИТ в целом, так и по информатизации маркетинга (как в мире, так и в вашей отрасли в России).
Вот взгляд со стороны консультантов на планирование информатизации маркетинга (ИТ-стратегия по маркетингу) (см. рисунок):
Итого, квалифицированные консультанты обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- методики разработки ИТ-стратегии
- лучшие практики по информатизации по ИТ в целом и по маркетингу в частности
- желательное развитие (включая возможные проекты) по информатизации бизнес-процессов по маркетингу: исследование рынков, реклама, ценообразование и др.
- информационные системы по маркетингу.
- учитывает частично:
- текущее состояние информатизации маркетинга
- требования бизнеса к ИТ
- требования государства к ИТ
- информационные системы не по маркетингу.
- вообще не учитывает:
- инфраструктуру ИТ и управление ИТ (конечно, консультанты это направление знают, но если им поставили задачу разработать ИТ-стратегию по маркетингу, то информатизацией они займутся, а на инфраструктуру ИТ и управление ИТ времени выделять не будут).
Обобщенный взгляд всех заинтересованных сторон
Итого, если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные люди со стороны бизнеса и ИТ, то вот их обобщенная точка зрения на планирование информатизации маркетингу (ИТ-стратегия по маркетингу):
Безусловно стоит отметить, что представленная выше картинка является весьма оптимистичной и недосягаемой в большинстве случаев.
Практически не бывает проектов, в которых в разработке ИТ-стратегии информатизации маркетингу одновременно и гармонично участвуют все заинтересованные люди со стороны и бизнеса (которые знают бизнес), и ИТ (которые знают ИТ), и еще внешние консультанты (которые знают методики разработки ИТ-стратегии, тренды развития ИТ и опыт других российских компаний из вашей отрасли).
При этом даже если участвуют все нужные люди со стороны бизнеса и ИТ и кто-то, кто знает опыт других компаний и методики разработки ИТ-стратегии, все равно подробной и полной ИТ-стратегии не получится. Это с высокой долей вероятности произойдет, так как при начале проекта, в рамках которого изначально планируется информатизация только одного направления бизнеса (маркетингу), ресурсов на все направления бизнеса и на все основные направления ИТ, конечно, не найдется.
|
ИТ-стратегия информатизации маркетинга — только небольшая часть полной ИТ-стратегии
На взгляд автора этой статьи, на разработку полной ИТ-стратегии, учитывающей как маркетинг, так и другие подразделения компании, а также основные элементы ИТ, уйдет ресурсов не в 10 раз больше, а только в 2-3 (хотя это немало).
По опыту других компаний видится гораздо более правильным разрабатывать не ИТ-стратегию по маркетингу, а полную ИТ-стратегию, учитывающую все подразделения компании (маркетинг, продажи, финансы, производство, поддержку бизнеса и др.) и все основные элементы ИТ (информационные системы, инфраструктуру ИТ, управление ИТ).
Вот место ИТ-стратегии по маркетингу в полной ИТ-стратегии (по всем подразделениям и элементам ИТ):
Теоретически, целесообразно сразу разработать полную ИТ-стратегию, в которой сразу согласовать приоритеты информатизации бизнес-процессов и развитие всех основных элементов ИТ. При этом надо иметь в виду, что сразу разрабатывать «с нуля» ИТ-стратегию страниц на 300 вряд ли целесообразно, лучше сделать ИТ-стратегию за несколько этапов.
Предложение для ИТ-директоров и директоров компаний: консультация по разработке ИТ-стратегии для вашей компании
|