ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов по продажам
На этой странице рассмотрена ИТ-стратегия информатизации (автоматизации) продаж для конкретной компании. Под этим обычно понимают:
- определение приоритетов информатизации групп бизнес-процессов по продажам
- определение новой функциональности информационных систем по продажам.
ИТ-стратегия информатизации продаж уместна:
- для крупных и средних компаний всех отраслей
- если надо существенно увеличить выгоды, которые бизнес получает от автоматизации бизнес-процессов по продажам.
ИТ-стратегия информатизации продаж является одной из типовых вариантов информатизации бизнес-процессов .
Все рассмотренные на этом сайте тематики ИТ-стратегий представлены на странице «Типовые варианты содержания ИТ-стратегий».
Информатизируемые бизнес-процессы (подразделения) компании
Комплексная информатизация продаж предполагает почти полную автоматизацию рутинных работ и существенную часть контроля работы подразделений по продажам. Но также надо автоматизировать сбор информации по продажам со всех подразделений.
Вот место желательной информатизация бизнес-процессов по продажам во всех бизнес-процессах компании (см. рисунок):
Желательная информатизация подгрупп бизнес-процессов по продажам в этих и других подразделениях компании представлена на рисунке ниже:
Планируемое состояние автоматизации продаж через 1-2 года целесообразно разрабатывать с учетом:
- Приоритетов улучшения групп бизнес-процессов (красно-желто-зеленые кружки на рисунках ниже)
- Оценок насколько устраивают уже имеющиеся информационные системы (красно-желто-зеленые блоки с названиями информационных систем на рисунках ниже)
- Недостатков по автоматизации бизнес-процессов, а также недостатков в уже имеющихся информационных системах.
Вот пример планирования информатизации бизнес-процессов по продажам (см. рисунок):
|
Структура ИТ-стратегии информатизации продаж
Форма и содержание ИТ-стратегий обычно сильно зависит от того, кто их разрабатывает. Если это гендиректор или руководитель одного из бизнес-подразделений, то ИТ-стратегия на 2/3 или больше будет посвящена очередности информатизации бизнес-процессов, при этом инфраструктура ИТ и персонал ИТ могут быть вообще не рассмотрены. Если ИТ-стратегию разрабатывает директор по ИТ, то он, скорее всего, рассмотрит инфраструктуру ИТ, персонал ИТ, ИТ-процессы. ИТ-директору придется рассмотреть информационные системы и информатизацию бизнес-процессов. Но, как правило, ИТ-директора не очень хорошо понимают бизнес-процессы, и не испытывают большой радости в обсуждении с руководителями подразделений и бизнеса приоритетов информатизации бизнес-процессов.
|
Есть разные точки зрения, что такое ИТ-стратегия по информатизации продаж, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос.
Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «ИТ-стратегия информатизации продаж«, апрель, 2020.
|
В статье рассмотрены типовые точки зрения, как должна выглядеть ИТ-стратегия информатизации продаж:
- точка зрения директора по продажам
- точка зрения ИТ-директора
- точка зрения гендиректора
- точки зрения консультантов.
|
Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), то вот примерная структура ИТ-стратегии информатизации продаж (ИТ-стратегия по продажам):
В ИТ-стратегии информатизации продаж целесообразно рассмотреть все разделы ИТ-стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в таблице:
Разделы |
Входит в ИТ-стратегию по продажам |
1. Требования бизнеса к ИТ |
|
1.1. Цели бизнеса и основные проекты |
√ |
1.2. Требования бизнеса к ИТ |
+ — |
1.3. Этапы развития ИТ |
|
2. Текущее состояние ИТ |
|
2.1. Информатизация (автоматизация) бизнес-процессов по продажам: розница, опт, интернет и др. |
√ |
2.2. Потоки данных, базы данных |
√ |
2.3. Информационные системы (ИТ-сервисы) |
√ |
2.4. Инфраструктура ИТ |
|
2.5. Управление ИТ (ИТ-служба) |
|
2.6. ИБ |
|
3. Требуемое состояние ИТ |
|
3.1. Видение, миссия, цели ИТ |
|
3.2. Приоритеты информатизации (автоматизации) бизнес-процессов по продажам: розница, опт, интернет и др. |
√ |
3.3. Информационные системы |
√ |
3.4. Инфраструктура ИТ |
|
3.5. Управление ИТ |
|
3.6. ИБ |
|
4. Портфель проектов по ИТ |
|
4.1. Информационные системы |
√ |
4.2. Инфраструктура ИТ |
|
4.3. Управление ИТ |
|
4.4. ИБ |
|
4.5. Сравнение проектов |
√ |
5. Сценарии развития ИТ |
|
6. Планы на 1 и 2-3 года. Бюджет ИТ |
+ — |
7. Контроль и пересмотр ИТ-стратегии |
|
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
|
Разработка ИТ-стратегии информатизации продаж
Опыт нескольких сотен российских компаний позволил выявить семь основных (и много-много прочих) ошибок при разработке ИТ-стратегий. Есть множество подходов к планированию проектов по ИТ-стратегиям, большинство из которых не ведут к успеху. Есть немного, например, три подхода к успешной разработке уместной для вашей компании ИТ-стратегии.
|
|
Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «12 основных ошибок при разработке ИТ-стратегии. Типовые варианты разработки ИТ-стратегии«, август, 2020.
|
|
ИТ-стратегию информатизации продаж лучше разработать совместно с консультантами как еще один этап работ после разработки основы ИТ-стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:
- Этап 1: обучение ИТ-директора (а также желательно и руководителей подразделений ИТ), с параллельной разработкой основных положений стратегии развития ИТ, на 15-20 слайдов;
- Этап 2: аудит ИТ, так чтобы было понятно текущее состояние ИТ и имеющиеся слабые места;
- Этап 3: собственно разработка стратегии развития ИТ, включая описание проектов по ИТ, бюджета ИТ и т.д.;
- Этап 4: поддержка и обновление стратегии развития ИТ, особенно плана проектов по ИТ. План проектов целесообразно актуализировать хотя бы раз в квартал, а всю стратегию развития ИТ — раз в год.
ИТ-стратегия информатизации продаж является частью полной ИТ-стратегии (включающей информатизацию бизнес-процессов всех подразделений, а также все основные элементы ИТ): Более подробно тема полной ИТ-стратегии рассматривается здесь.
|
Как разработать ИТ-стратегию
|
|
Разработка основы ИТ-стратегии на 15 слайдов на 1 год рассмотрена в книге на 240 страниц |
Разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц на 1-3 года рассмотрена в книге на 450 страниц |
Десятки публикаций
и сотни страниц по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса на cайте www.info-strategy.ru
|
|
|
|
получить в обмен на подписку |
купить pdf |
Консультация по ИТ-стратегии и коммерческое предложение по разработке и помощь в выборе варианта ее разработки. |
|