Автор: Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению,
Генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ».
Материал статьи построен на базе лучшего международного опыта разработки ИТ-стратегий и практического опыта автора:
|
Далее рассмотрены подходы к разработке ИТ-стратегии информатизации всех подразделений компании. Это не является простой задачей, как минимум только подходы к разработке ИТ-стратегии только одной компании заняли 450 страниц моей книги «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики».
Типовые точки зрения на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании
Практический опыт автора этой статьи позволяет выделить ряд руководителей российских средних крупных компаний, которые имеют обычно к планированию информатизации бизнес-процессов компании. Как правило, это:
- руководитель одного из основных подразделений компании (например, исполнительный директор или финансовый директор)
- генеральный директор компании
- ИТ-директор
- консультанты из других компаний
- комбинация перечисленных руководителей или другие люди.
Есть разные точки зрения, что это такое ИТ-стратегия по информатизации бизнеса в целом, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос (см. рисунок):
Далее рассмотрены типовые точки зрения на то, как разрабатывать ИТ-стратегию информатизации всех основных подразделений компании.
Точка зрения руководителя одного из подразделений
Взгляд со стороны руководителя одного из подразделений на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании рассмотрен на рисунке:
Как правило, руководитель одного из подразделений хорошо понимает бизнес-процессы своего подразделения, но достаточно далек от бизнес-процессов других подразделений компании и от элементов ИТ, прямо несвязанных с его подразделением.
Итого, руководитель одного из подразделений обычно:
- учитывает частично:
- требования бизнеса к ИТ в целом
- методики разработки ИТ-стратегии
- текущее состояние информатизации
- требования государства к ИТ в целом
- лучшие практики по информатизации
- информатизацию бизнес-процессов по своему подразделению: маркетинг, продажи, производство, поддержка бизнеса
- информационные системы по своему подразделению
- вообще не учитывает:
- инфраструктуру ИТ и управление ИТ.
Точка зрения генерального директора
Вот взгляд со стороны гендиректора на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании (см. рисунок):
Как правило, генеральный директор хорошо понимает бизнес-процессы по компании в целом, но совсем по верхам, не вникая в детали бизнес-процессов по каждому из подразделений.
Итого, генеральный директор обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- требования бизнеса к ИТ в целом
- требования государства к ИТ в целом
- требования к ИТ других подразделений своей компании и других компаний, с которыми ваша компаний взаимодействует.
- учитывает частично:
- методики разработки ИТ-стратегии
- лучшие практики по информатизации
- текущее состояние информатизации бизнес-процессов, информационные системы и планы по информатизации других подразделений компании
- вообще не учитывает:
- инфраструктуру ИТ и управление ИТ.
Точка зрения ИТ-директора
Взгляд со стороны ИТ-директора на информатизацию всех подразделений компании рассмотрен на рисунке ниже:
Как правило, ИТ-директор хорошо понимает ИТ, в том числе инфраструктуру и управление, но обычно эти разделы не рассматриваются подробно в ИТ-стратегии по информатизации всех подразделений компании (такие стратегии обычно инициирует генеральный директор, который обычно не готов тратить свое драгоценное время на планирование инфраструктуры управления ИТ).
Итого, ИТ-директор обычно:
- учитывает достаточно хорошо:
- текущее состояние информатизации
- другие ИТ-компании, работающие с ИТ-службой вашей компании.
- информационные системы.
- учитывает частично:
- требования бизнеса к ИТ в целом
- методики разработки ИТ-стратегии
- требования государства к ИТ в целом
- лучшие практики по информатизации
- другие подразделения и компании.
- информационные системы и инфраструктуру ИТ и управление ИТ (просто времени не хватит)
- информатизацию бизнес-процессов по подразделениям, просто времени не хватит.
Точка зрения консультантов
Как правило, консультанты из других компаний вашу компанию знают весьма поверхностно, а часто вообще не знают. Однако, возможно найти консультантов, знающих методики разработки ИТ-стратегии и лучшие практики как по ИТ в целом, так и по информатизации бизнес-процессов (как в мире, так и в вашей отрасли в России).
Вот взгляд со стороны консультантов по ИТ-стратегии на ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании (см. рисунок):
Итого, консультанты обычно:
- учитывают достаточно хорошо:
- методики разработки ИТ-стратегии
- лучшие практики по информатизации по ИТ в целом.
- учитывают частично:
- требования бизнеса к ИТ в целом
- текущее состояние информатизации
- требования государства к ИТ в целом
- желательное развитие (включая возможные проекты) по информатизации бизнес-процессов
- требования к ИТ других подразделений своей компании и других компаний, с которыми ваша компаний взаимодействует
- информационные системы.
- вообще не учитывают:
- инфраструктуру ИТ и управление ИТ (конечно, консультанты это направление знают, но если им поставили задачу разработать ИТ-стратегию информатизации всех подразделений компании, то информатизацией они займутся, а на инфраструктуру ИТ и управление ИТ времени выделять не будут).
Обобщенный взгляд всех заинтересованных сторон
Итого, если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица бизнеса и ИТ, то вот их обобщенная точка зрения на планирование информатизации всех подразделений компании:
Конечно, представленная выше картинка является слишком оптимистичной и недосягаемой в большинстве случаев.
Практически не бывает проектов, в которых ИТ-стратегии одновременно и гармонично участвуют все заинтересованные люди со стороны и бизнеса (которые знают бизнес), и ИТ (которые знают ИТ), и еще внешних консультантов (которые знают методики разработки ИТ-стратегии, тренды развития ИТ и опыт других российских компаний из вашей отрасли).
При этом даже если участвуют все нужные люди со стороны бизнеса и ИТ, все равно подробной и полной ИТ-стратегии не получится. Это с высокой долей вероятности произойдет, так как при начале проекта, в рамках которого изначально планируется только информатизация подразделений, ресурсов на планирование инфраструктуры и управления ИТ, скорее не найдется.
|
ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов — только часть полной ИТ-стратегии
Вот место ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов в полной ИТ-стратегии (по всем подразделениям и элементам ИТ):
Теоретически, целесообразно сразу разработать полную ИТ-стратегию, в которой сразу согласовать приоритеты информатизации бизнес-процессов и развитие всех основных элементов ИТ. При этом надо иметь в виду, что сразу разрабатывать «с нуля» ИТ-стратегию страниц на 300 вряд ли целесообразно, лучше сделать ИТ-стратегию за несколько этапов.
Предложение для ИТ-директоров и директоров компаний: консультация по разработке ИТ-стратегии для вашей компании
|