Повышение выгод от ИТ: почему это важно?
Как правило, гендиректора хотят, чтобы ИТ помогали достичь целей (или текущих приоритетов бизнеса), обычно это ИТ-поддержка:
- повышения доходов бизнеса;
- сокращения затрат на ведение бизнеса;
- роста бизнеса;
- повышения управляемости бизнеса;
- где-то с 2018 года добавилась «цифровая трансформация бизнеса» (хотя российские гендиректора обычно смутно представляют как это реально сделать в их компании, да и не готовы адекватно финансировать эти работы).
Проведенные Александром Михайловым опросы российских гендиректоров, что конкретно они ожидают в области увеличения выгод их компаний от использования ИТ, приведены на рисунке:
Более подробно типовые требования российских гендиректоров к ИТ рассмотрены в книге А. Михайлова «ИТ-стратегия для гендиректора«.
Разработка ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ уместна:
- для всех компаний всех отраслей
- если надо увеличить выгоды, который бизнес получает от ИТ. Как правило, увеличение выгод от ИТ на 10-15% совершенно реально для большинства российских компаний. Хотя это и может потребовать небольшого увеличения затрат на ИТ (но в некоторых случаях достаточно будет и улучшения планирования и управления ИТ, без увеличения затрат).
Когда разработка ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ не нужна: если ваша компания не использует ИТ вовсе (что вряд ли).
Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от разработки ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ
-
увеличение выгод от ИТ.
Кому лучше разрабатывать ИТ-стратегию повышения выгод от ИТ: оптимальна совместная разработка консультантов и гендиректора (или куратора ИТ, в больших компаниях это не всегда гендиректор). Также целесообразно участие ИТ-директора.
Улучшаемые элементы ИТ: ИТ-сервисы, автоматизация бизнеса, информационные системы, а так же, частично, и все остальные элементы.
Результаты опросов российских гендиректоров показывают следующие типовые проблемы и решения в области увеличения выгод бизнеса от использования ИТ (см. Табл. 1):
Табл. 1. Выгоды от ИТ: типовые проблемы и их решения
Типовые проблемы |
Типовые решения (проекты) |
|
|
В Табл. 2 приведены оценки, насколько типовые (наиболее упоминаемые в опросах российских гендиректоров и ИТ-директоров) проекты по ИТ, могут повлиять на типовые ожидаемые выгоды бизнеса от использования ИТ:
Табл. 2. Повышение выгод бизнеса от использования ИТ
Типовые для российских предприятий |
Повы-шение доходов |
Сниже-ние затрат |
Повы- |
Сниже-ние рисков |
Новые возмож-ности |
Лич-ные амби-ции |
Итого |
Автоматизация направлений бизнеса |
|||||||
Автоматизация продаж (внедрение CRM) |
+++ |
++ |
++ |
7 |
|||
«Продающий сайт» |
++ |
+ |
+++ |
++ |
8 |
||
Автоматизация производства (ERP) |
+++ |
3 |
|||||
Автоматизация документооборота |
+++ |
3 |
|||||
Внедрение BI |
++ |
++ |
+++ |
7 |
|||
Автоматизации управления поставками (SCM) |
+ |
++ |
++ |
+ |
+ |
7 |
|
Инфраструктура ИТ |
|||||||
ЦОД: создание |
— — — |
+++ |
+ |
+++ |
4 |
||
ЦОД: аренда |
+++ |
+ |
4 |
||||
Сети: резервные каналы связи до |
++ |
+++ |
++ |
7 |
|||
«Облачные вычисления» |
+ |
? |
? |
++ |
++ |
5? |
|
Управления ИТ |
|||||||
ИТ-стратегия |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
++ |
9 |
Каталог ИТ-сервисов и SLA |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
||
Автоматизация службы поддержки ИТ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Обозначения: «+++»: высокое положительное влияние;
«++» и «+»: среднее и небольшое положительное влияние;
«— —» и «—»: среднее и небольшое негативно влияние;
«?»: не ясно какое будет влияние.
Итого, наиболее потенциально уместные проекты для повышения выгод бизнеса от использования ИТ, это:
- автоматизация продаж (внедрение CRM);
- «продающий сайт» (т.е. организация продаж с сайта вашей компании, например, через Интернет-магазин);
- внедрение BI (в первую очередь, системы анализа продаж по продуктам, территориям, времени, клиентам и т.д.);
- автоматизация управления поставщиками (Supply Chain Management);
- разработка ИТ-стратегии (в которой можно разработать комплексный план проектов по достижению требований бизнеса к ИТ)
Все оценки в Табл. 2 сделаны для условной средней российской компании. Эти данные получены как усреднение результатов проведенных Александром Михайловым опросов гендиректоров и ИТ-директоров. Для каждой конкретной компании оценки могут быть другими.
ИТ-стратегия повышения выгод от ИТ является одной из типовых тематик (вариантов содержания) ИТ-стратегии. Все рассмотренные на этом сайте тематики ИТ-стратегий представлены на странице «Типовые тематики содержания ИТ-стратегий».
Структура ИТ-стратегии повышения выгод от ИТТема повышения выгод от ИТ, а также разработки ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ, рассмотрена в книге Александра Михайлова «ИТ-стратегия для гендиректора: как руководителю компании увеличить выгоды от ИТ, снизить риски ИТ, оптимизировать затраты, улучшить контроль ИТ»: Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты),то вот примерная структура ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ: В ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ целесообразно рассмотреть все разделы ИТ-стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в таблице:
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит |
Разработка ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ
ИТ-стратегию повышения выгод от ИТ лучше разработать совместно с консультантами как второй этап работ после разработки основы ИТ-стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:
|
Методики, используемые при разработке ИТ-стратегий повышения выгод от ИТ:
ИТ-стратегия повышения выгод от ИТ является одной из типовых разновидностей ИТ-стратегий, соответственно к ней применимы все предложенные на этом сайте методики разработки ИТ-стратегий. | |
При разработке ИТ-стратегий повышения выгод от ИТ также используется рассмотренная на этом сайте методика «ИТ для бизнеса». |
Частные случаи повышения выгод от ИТ
В ИТ-стратегии повышения выгод от ИТ также рассмотрены частные ИТ-стратегии:
- ИТ-стратегия поддержки повышения доходов бизнеса
- ИТ-стратегия поддержки сокращения затрат бизнеса
- ИТ-стратегия поддержки повышения управляемости бизнеса
- ИТ-стратегия поддержки роста бизнеса
- ИТ-стратегия поддержки снижения рисков бизнеса
- ИТ-стратегия предоставления новых возможностей для бизнеса
ИТ-стратегия поддержки повышения доходов бизнеса
Под стратегией поддержки повышения доходов бизнеса обычно понимают планирование на 1 год вперед и более, внедрения информационных систем, которые должны поддержать рост доходов бизнеса (например, внедрив CRM и продажи с сайта компании).
Разработка ИТ-стратегии поддержки повышения доходов бизнеса уместна:
|
|
В ИТ-стратегии поддержки повышения доходов бизнеса рассматриваются разделы:
ИТ-стратегию поддержки повышения доходов бизнеса можно разработать за 2-3 месяца, лучше в рамках разработки ИТ-стратегии развития ИТ в целом. |
Более подробно тему «ИТ-стратегия поддержки повышения доходов бизнеса» см. здесь
ИТ-стратегия поддержки сокращения затрат бизнеса
Под ИТ-стратегией поддержки сокращения затрат бизнеса обычно понимают планирование на 1 год вперед и более, внедрения информационных систем, которые должны сократить затраты бизнеса (например, внедрив документооборот и бюджетирование).
Разработка ИТ-стратегии поддержки сокращения затрат бизнеса уместна:
|
|
В ИТ-стратегии поддержки сокращения затрат бизнеса рассматриваются разделы:
ИТ-стратегию поддержки сокращения затрат бизнеса можно разработать за 2-3 месяца, лучше в рамках разработки ИТ-стратегии развития ИТ в целом. |
Более подробно тему «ИТ-стратегия поддержки сокращения затрат бизнеса» см. здесь
ИТ-стратегия поддержки повышения управляемости бизнеса
Под ИТ-стратегией повышения выгод от ИТ обычно понимают планирование на 1 год вперед и более, внедрения информационных систем, которые должны повысить управляемость бизнеса (например, внедрив контроль выполнения планов).
Разработка ИТ-стратегии повышения управляемости бизнеса уместна:
|
|
В ИТ-стратегии повышения управляемости бизнеса рассматриваются разделы:
ИТ-стратегию повышения управляемости бизнеса можно разработать за 2-3 месяца, лучше в рамках разработки ИТ-стратегии развития ИТ в целом. |
Более подробно тему «ИТ-стратегия поддержки повышения управляемости бизнеса» см. здесь
ИТ-стратегия поддержки роста бизнеса
Под ИТ-стратегией поддержки роста бизнеса обычно понимают планирование на 1 год вперед и более, внедрения информационных систем, которые должны обеспечить рост бизнеса (например, внедрив разработав типовые варианты информатизации филиалов).
Разработка ИТ-стратегии поддержки роста бизнеса уместна:
|
|
В ИТ-стратегии поддержки роста бизнеса рассматриваются разделы:
ИТ-стратегию поддержки роста бизнеса можно разработать за 2-3 месяца, лучше в рамках разработки ИТ-стратегии развития ИТ в целом. |
Более подробно тему «ИТ-стратегия поддержки повышения управляемости бизнеса» см. здесь
ИТ-стратегия поддержки снижения рисков бизнеса
Под ИТ-стратегией поддержки снижения рисков бизнеса обычно понимают планирование на 1 год вперед и более, внедрения информационных систем, которые должны снизить риски бизнеса (например, покупая лицензионное программное обеспечение).
Разработка ИТ-стратегии поддержки снижения рисков бизнеса уместна:
|
|
В ИТ-стратегии поддержки снижения рисков бизнеса рассматриваются разделы:
ИТ-стратегию поддержки снижения рисков бизнеса можно разработать за 2-3 месяца, лучше в рамках разработки ИТ-стратегии развития ИТ в целом. |
Более подробно тему «ИТ-стратегия поддержки снижения рисков бизнеса» см. здесь
ИТ-стратегия предоставления новых возможностей для бизнеса
Под ИТ-стратегией предоставления новых возможностей для бизнеса обычно понимают планирование на 1 год вперед и более, внедрения новых информационных систем, которых нет у конкурентов вашей компании (например, внедрив BI или создав единую цифровую платформу бизнеса).
Разработка ИТ-стратегии предоставления новых возможностей для бизнеса уместна:
|
|
В ИТ-стратегии предоставления новых возможностей для бизнеса рассматриваются разделы:
ИТ-стратегию предоставления новых возможностей для бизнеса можно разработать за 2-3 месяца, лучше в рамках разработки ИТ-стратегии развития ИТ в целом. |
Более подробно тему «ИТ-стратегия предоставления новых возможностей для бизнеса» см. здесь
|