Автор: Александр Михайлов, эксперт по ИТ стратегиям и управлению ИТ, MBA, генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ», editor@info-strategy.ru
Краткий текст статьи выставлен в дискуссии на портале ИТ-директоров России.
(посмотреть дискуссию: www.globalcio.ru/discussion/688 )
За примерно 10 лет работы ИТ-директором в российских и международных компаниях, мне удалось понять, что развитие ИТ очень важно согласовывать с реальными потребностями бизнеса, но это не просто.
Уже почти 15 лет я занимаюсь консалтингом по управлению ИТ, в том числе 7 лет работал в компании IBM. Удалось принять участие в разработке ИТ-стратегий для нескольких десятков крупных и средних российских компаний. Лет восемь преподавания в бизнес-школах (МИРБИС и РАНХиГС) дали возможность помочь трем сотням ИТ-менеджеров и сотне бизнес-менеджеров в согласовании ИТ и бизнеса.
На мой взгляд, согласование ИТ и бизнеса, ну или «подстройка» ИТ под потребности бизнеса — одна из самых главных задач ИТ-директора. И делать такую подстройку надо постоянно, ведь меняется и бизнес вашей компании, и рынки, и требования государства, да и вообще все.
Я бы выделил в улучшении согласования ИТ и бизнеса три этапа (см. рис. 1):
Рис. 1. Этапы улучшения согласования ИТ и бизнеса
Далее рассмотрены основные положения предполагаемого мной подхода к улучшению согласования ИТ и бизнеса, хотя текст пришлось поджать, чтобы поместиться в формат дискуссии.
Подходы к согласованию ИТ и бизнеса
Международное агентство Gartner писало про «Business IT Alignment» еще 20 лет назад, имея в виду, что не только ИТ должны подстраиваться под бизнес, но и информационные технологии могут дать бизнесу новые возможности. Согласование (или «выравнивание») ИТ и бизнеса становится все более важным вместе с ростом новых возможностей, которые ИТ могут дать бизнесу.
На мой взгляд, для очень многих современных рыночных компаний сейчас стоит дилемма стать «UBER или looser», т.е. или использовать новые ИТ-технологии, или разориться, как, например, это произошло у множества таксопарков. Хотя надо учитывать и высокие риски новых ИТ-технологий, которые также могут довести компании до банкротства.
По теме «Согласования ИТ и бизнеса» есть как статьи и книги, так и ряд методик:
- книги с названиями типа «Что ИТ-директор должен знать о бизнесе», «Как согласовать ИТ с целями бизнеса»;
- методики планирования ИТ, исходя из приоритетов бизнеса.
Один из подходов выявления требований бизнеса к ИТ, согласованию их с имеющимися информационными технологиями и разработке плана проектов по ИТ, поддерживающего требования бизнеса, предложен мной в методике «Согласование ИТ и бизнеса» (www.info-strategy.ru/business-it-alignment );
- моделей взаимодействия ИТ и бизнеса, например, модель Хендерсона о согласовании (или «выравнивании»), где рассмотрены варианты последовательности разработки (или неразработки) ИТ-стратегии и стратегии бизнеса;
- методики декомпозиции ИТ на отдельные элементы, понятные и со стороны бизнеса. Например, моя методика «Оптимизации ИТ под требования бизнеса», где элементы ИТ рассматриваются с точки зрения и бизнеса и ИТ,
www.info-strategy.ru/it-optimization и www.globalcio.ru/discussion/820. В этой методике ИТ поделены на 7 областей. Это сделано для легкости восприятия со стороны представителей бизнеса, а каждая область декомпозирована еще на 7 подобластей; - методики описания и планирования элементов ИТ, в том числе информационных систем и инфраструктуры ИТ, например: Enterprise Architecture, TOGAF, SOA, Component Business Model, CBM IT;
- методики разработки ИТ-стратегий. Например, моя совсем новая книга по ИТ-стратегии, www.info-strategy.ru/publications/it-strategy-book .
В данном тексте рассмотрен подход к согласованию ИТ и бизнеса, разработанный мной на базе практического опыта анализа и улучшения ИТ в российских компаниях, в рамках работ как с ИТ-директорами, так и гендиректорами. Также я пробовал сделать методику простой и понятной, не требующей многомесячных работ.
Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса
На мой взгляд, в согласовании ИТ и бизнеса, целесообразно выделить три разных уровня (см. рис. 2):
- цели и стратегии: стратегический уровень, где рассматривается согласование планов по ИТ и бизнесу на 1-3 года вперед;
- оперативная работа: тактический уровень, где и выполняется основной объем работ по поддержке ИТ и ведению бизнеса;
- проекты: уровень конкретных проектов по улучшению ИТ и бизнеса.
Рис. 2 Основные уровни согласования ИТ и бизнеса
Деление на похожие уровни встречается достаточно часто, хотя надо учитывать, что по всем элементам ИТ можно выделить работы, относящиеся и к стратегии, и к оперативной работе, и к проектам по улучшению этих элементов.
Я работал с моделями на 30-50 типовых блоков (или функций) ИТ, в том числе с «Компонентной моделью ИТ» компании IBM. Такие модели и сложны и трудоемки. Быстрые оценки за несколько дней или даже часов сделать на подробных моделях проблематично.
В данном тексте рассмотрена более простая модель, где каждый элемент ИТ отнесен только к одному из этих уровней, рассмотрено только 10 элементов ИТ. Это сделано, чтобы проанализировать согласование ИТ и бизнеса на самом верхнем уровне, сделав это с представителями бизнеса (см. рис. 3):
Рис. 3. Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса
В предлагаемой методике проводится оценка только элементов ИТ и их связей с соответствующими элементами бизнеса. Оценка элементов бизнеса не проводится, это тема относится не к ИТ.
Конечно, связей между элементами ИТ и бизнеса гораздо больше, например, на рис. 3, для простоты восприятия не нарисованы связи между «Требованиями к ИТ» и «Бюджетом ИТ», «Информационными системами» и «Управлением ИТ».
Первый этап планирования улучшений согласования ИТ и бизнеса: оценка приоритетов улучшений элементов ИТ
Приоритеты улучшений элементов ИТ зависят от множества факторов. На мой взгляд, в первую очередь, стоит учитывать два фактора:
- Устраивают ли конкретные элементы и бизнес и ИТ, а также координацию между ИТ и бизнесом;
- Важность этих элементов для бизнеса и ИТ.
Далее, на примере средней по размеру российской компании, рассмотрены оценки приоритетов улучшений элементов ИТ, см. рис. 4:
- высокий приоритет улучшений: ИТ-стратегия, Информационные системы, Управление ИТ, План проектов по ИТ;
- средний приоритет улучшений: Требования бизнеса к ИТ, Бюджет ИТ, Компетенции (навыки) сотрудников ИТ;
- низкий приоритет: Инфраструктура ИТ, KPI по ИТ.
Рис. 4. Пример оценки приоритетов улучшений элементов ИТ
Однако, надо учитывать и ряд других факторов:
- Сложность улучшений каждого из элементов ИТ;
- Текущий уровень зрелости;
- Логическую последовательность улучшений;
- Уже имеющиеся планы улучшений и интуитивно ожидаемые приоритеты улучшений;
- Сравнение с конкурентами вашей компании;
- и т.д.
Оценки текущего уровня согласования элементов ИТ и бизнеса, а также приоритеты улучшений делать лучше совместно представителям и бизнеса и ИТ:
- Гендиректору (или куратору ИТ, если это другой человек), хорошо бы привлечь и руководителей основных направлений бизнеса;
- ИТ-директору, руководителям направлений ИТ;
- Представителям пользователей ИТ;
- Хорошо бы сделать сравнение и с конкурирующими компаниями (или компаниями, которые похожи на вашу).
С различными рекомендациями «лучших практик» сравнивать свою компанию тоже можно, помня что ваша компания должна быть на уровне (или немного лучше) основных конкурентов, чего, к сожалению, достижение каких-то определенных «уровней зрелости» по COBIT или ITIL не гарантирует.
Вот визуализация приведенного на рис. 4 примера оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса (см. рис. 5):
Рис. 5. Пример оценки потенциала согласования элементов ИТ с бизнесом
После оценки согласования элементов ИТ и бизнеса, встает вопрос, насколько надо улучшать каждый из элементов ИТ, какие методы и в каком размере, использовать для улучшений.
Второй этап планирования улучшений согласования ИТ и бизнеса: учет последовательности и объемов улучшений элементов ИТ
Конечно, кроме выявления приоритетных для улучшения элементов ИТ, надо учесть и последовательность улучшений (например, часть лучше начать с определения требований к ИТ), а также обязательность улучшений (например, гендиректор или налоговая служба могут прямо таки требовать доработки некоторых элементов ИТ). Пример рассмотрен в табл. 1:
Табл. 1. Пример последовательности улучшений элементов ИТ
Элементы ИТ | Последовательность улучшений | Обязательность улучшений |
Требования бизнеса к ИТ | Как можно раньше, можно как первый этап разработки ИТ-стратегии | |
ИТ-стратегия | После разработки требований бизнеса к ИТ, но лучше разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии. | Очень желательно |
Бюджет ИТ | Желательно совместно с планов проектов по ИТ, после разработки ИТ-стратегии (а также требований бизнеса к ИТ). | Обязательно до конца года |
… | ||
Управление ИТ | Лучше после ИТ-стратегии, хотя управление ИТ надо улучшать постоянно, особенно ИТ-процессы | |
ИБ | Лучше после ИТ-стратегии | |
План ИТ-проектов | Лучше в рамках разработки ИТ-стратегии | |
KPI по ИТ | После разработки (и согласования с бизнесом) требований бизнеса к ИТ, лучше и после разработки ИТ-стратегии. | Обязательно, требование гендиректора |
Также надо спланировать и объем целесообразных улучшений каждого из элементов ИТ, а также время, когда желательно сделать эти улучшения. Пример рассмотрен в табл. 2:
Табл. 2. Пример оценки целесообразных объемов улучшений каждого из элементов ИТ
Элементы ИТ |
Приоритет улучшений |
Уровень проработки |
Целесообразные улучшения |
|||
сейчас |
надо бы |
объем улучшений |
в ближайшие |
через 1 год |
||
Требования бизнеса к ИТ | средний | средний | средний | средний | разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии | … |
ИТ-стратегии | высокий | ничего нет | средний | большой | разработать ИТ-стратегию на 50-70 страниц | обновить и расширить ИТ-стратегию |
Бюджет ИТ | средний | низкий или средний | средний | средний | разработать план проек-тов на следу-ющий год | планы на 2-3 года |
… | … | … | … | … | … | |
Управление ИТ | высокий | средний или высокий | высокий | средний | улучшить оргструктуру | улучшить ИТ-процессы |
ИБ | средний | низкий или средний | средний | средний | провести аудит | провести обучение пользователей |
План ИТ-проектов | высокий | средний | средний | средний | внедрить ежегодный выбор и планирование портфеля проектов по ИТ | внедрить проектный офис |
KPI по ИТ | низкий | низкий | малый или средний | малый | … | … |
… |
Конечно, определение какие именно улучшения и когда конкретно их делать, не является простой задачей. В некоторых случаях могут быть некоторые рекомендации, например, типовые варианты. Например, варианты ИТ-стратегий рассмотрены в моих дискуссиях: www.globalcio.ru/discussion/1802 и www.globalcio.ru/discussion/1803
Третий этап улучшения согласования ИТ и бизнеса: разработка плана улучшений, выполнение плана
Пример планирования улучшения по некоторым элементам ИТ (которые поместились на рисунок), для средней по размеру компании, приведен на рис. 6:
Рис. 6. Пример планирования улучшений элементов ИТ
Вопросы и предложения
1. По моим оценкам, в российских компаниях согласования ИТ и бизнеса налажено так себе, особенно в области стратегий ИТ и бизнеса, которых часто просто нет. Я стажировался и учился примерно в половине стран ЕС, на мой взгляд, с точки зрения согласования ИТ и бизнеса, наша страна лучше стран южной Европы (Греции, Италии, Испании), на уровне Венгрии и Чехии, отстает от Германии, Голландии и других стран северной Европы. Есть у кого свой опыт сравнения согласования ИТ и бизнеса в России с другими странами?
2. Предложенная в данной дискуссии методика разработана мной для крупных компаний, интересно было бы оценить согласование ИТ и бизнеса для средних по размеру компаний (для малых это не так актуально, а для крупных компаний — долго).
Я могу попробовать сделать экспресс-оценку потенциала согласования ИТ и бизнеса (первый этап улучшения согласования ИТ и бизнеса) для ИТ-директоров российских компаний, пишите мне по адресу editor@info-strategy.ru . Статистика оценок будет опубликована в отдельной дискуссии, может это будет ориентиром и для других компаний.
3. Для проведения экспресс-оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса, от ИТ-директора потребуется примерно 2,5 часа времени на сбор информации и обсуждение результатов. В качестве бонуса с моей стороны могу предложить электронную версию моей совсем новой книги по ИТ-стратегии, на 412 страниц, см. www.info-strategy.ru/publications/it-strategy-book . Кроме ИТ-стратегии в книге также рассмотрены и другие методики улучшения согласования ИТ и бизнеса: выявление требований бизнеса к ИТ, улучшение управления ИТ, разработка плана проектов по ИТ.
Александр Михайлов, эксперт по ИТ-стратегиям и управлению ИТ, MBA,
генеральный директор компании «Консалтинг по управлению ИТ» editor@info-strategy.ru